1889, Красновидово, Российская империя — 1924, Москва

Прозодежда актера № 3. 1921
Бумага, гуашь, тушь, коллаж из бумаги, лак. 33 × 25,3 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
(экспонируется в сентябре–декабре)

Прозодежда актера № 5. 1921
Бумага, цветные восковые карандаши, графитный карандаш. 35,6 × 30,7 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
(экспонируется в декабре–январе)

Если тута Тайата представляла собой максимально универсальное изделие, одинаково подходящее мужчинам, женщинам и детям, для повседневной носки и для выхода в свет, то в русском конструктивизме круга ЛЕФа проекты одежды основаны на ее функции. Исходя из ключевой роли труда в новой идеологии, самой актуальной оказалась производственная одежда (прозодежда), формы которой продиктованы спецификой профессий. Первым опытом конструирования профессионального костюма стала прозодежда актера, созданная Любовью Поповой во время работы над спектаклем Всеволода Мейерхольда и вдохновленная его биомеханикой — пониманием тела актера как своего рода машины, движения которой должны быть просчитаны и отточены, а производимый на публику эффект — предугадан и запрограммирован.

Екатерина Лазарева

Поделиться