1891, Санкт-Петербург — 1956, Москва

Александр Родченко в рабочем комбинезоне, сшитом по его эскизу 1922 года
Варварой Степановой. 1922–1923
Фото: Михаил Кауфман. Выставочная копия
Предоставлено Александром Лаврентьевым

Созданный на два года позже итальянской туты рабочий комбинезон Александра Родченко манифестирует новое понимание фигуры художника. В теории производственного искусства художник уже не является отверженным гением, он — квалифицированный специалист, участник общей стройки нового общества и нового быта. Его средства производства уже не холст и палитра, а карандаш, линейка и циркуль, для которых в костюме предусмотрены специальные карманы. С помощью этих инструментов художник-конструктор проектирует новую реальность и при необходимости подвергает геометрической стилизации формы человеческого тела. В отличие от туты, рассчитанной на пошив из самой дешевой хлопковой или пеньковой ткани, в опытной модели Родченко, созданной для самого художника его женой Варварой Степановой, были использованы шерстяная ткань и кожаная отделка воротника и входов в карманы, что повышало износостойкость костюма. В условиях промышленного кризиса конструктивистская прозодежда так и осталась экспериментальными образцами и не могла быть пущена в массовое производство, то есть из вещи-товарища стать вещью-товаром.

Екатерина Лазарева

Поделиться