род. 1974, Тхакургаон, Бангладеш; живет и работает в Дакке и Тхакургаоне

Убежище где-то еще. 2017 — по настоящее время
Смешанная техника. Размеры варьируются
Предоставлено автором. Работа создана при участии Художественного фонда «Самдани»

Камруззаман Шадхин известен в Бангладеш не только как художник, но и как организатор работы с коренным населением в округе Тхакургаон на севере страны. Созданный им в 2001 году фонд Gidree Bawlee (что в переводе с сантали, редкого для Южной Азии языка местных деревень, — «колыбельная») привозит туда местных и зарубежных художников и знакомит их с практиками этого места: сельскохозяйственными, религиозными — любыми. «Убежище где-то еще» создано самим Шадхином; это результат масштабной акции —
полуторагодового обмена одежды беженцев — в том числе изгнанных из Мьянмы мусульман, племени рохинджа, — на новые вещи. Старая одежда превращена в громадное полотнище, прошитое традиционной для Бангладеш строчкой кантха. Существует множество видов кантха — для праздничной одежды, скатертей, самодельных косметичек, переплетов Корана. Строчка превращается в отдельный язык, структурирующий повседневную жизнь, но ее главная задача — вне зависимости от применения — ритуальное сшивание фрагментарного и непостижимого опыта в неуправляемом мире. Инсталляция Шадхина превращает старую одежду в памятник гуманитарной и политической катастрофе, что сближает «Убежище где-то еще» с работами французского художника Кристиана Болтански, посвященным жертвам нацизма.

Валентин Дьяконов

Поделиться