Белла Руне
род. 1971, Стокгольм; живет и работает в Стокгольме
Приложение Bella Rune для выставки «Ткань процветания». 2018
Приложение для смартфонов с функцией поддержки ARCore, ткань. Размеры варьируются
Предоставлено автором
Дополненную реальность редко используют для того, чтобы показывать изнанку вещей и наделять их волей, которая в реальности обычно дремлет. Профессор стокгольмского Университета искусств, ремесел и дизайна «Констфак» Белла Руне с помощью специального приложения раскрывает демонические планы текстильного орнамента. Повторяющийся узор отнюдь не нейтрален — в этом художница окончательно убедилась во время исследовательской поездки в Иваново, центр российской и советской текстильной промышленности. Произведения местных художников 1920-х — начала 1930-х на мотивы индустриализации и лозунгов молодой власти Советов — это своеобразное продолжение борьбы за гегемонию пролетариата. Орнамент можно лишь приостановить отрезом, но не уничтожить окончательно: разнообразные триггеры, заставляющие приложение работать, — от архитектуры самого Музея «Гараж» до специально созданных униформы и платков — вызывают потоп узоров.
Авангардный и пропагандистский орнамент, однако, проиграл гонку за универсальность существовавшему уже несколько столетий до него «огурцу» (он же — пейсли), который до сих пор воспроизводится на текстильных фабриках Ивановской области. Наверное, секрет успеха «огурца» — в его биологичности: этот овощ, как человек, состоит большей частью из воды, а очертания орнамента напоминают зародыш млекопитающего на ранней стадии. Таким образом, огурец является отражением всеобщей занятости человечества на фабрике жизни.