род. 1944, Эберсвальде, Германия; живет и работает в Кёльне

Берлинский этнологический музей III, 2003. 2003
Хромогенная печать. 85 × 85 см
Предоставлено автором
© Candida Höfer, Köln; VG Bild-Kunst, Bonn 2018

В статье 2002 года «Музеи в эпоху поздней демократии» индийский историк Дипеш Чакрабарти различает два типа знания у посетителей современных музеев: архивный и основанный на жизненном опыте. Для архивного характерна ориентация на строгие классификации. Основанное на жизненном опыте знание пытается вступить в непосредственное взаимодействие с музейным предметом. Этнографические музеи в XXI веке, по мысли Чакрабарти, вынуждены отказываться от «архива» в пользу «опыта». Под давлением критики колониализма музеи открывают доступ к музейным объектам представителям тех народностей и сообществ, которые эти объекты создали. На фотографии Кандиды Хёфер, сделанной через год после публикации статьи Чакрабарти, мы наблюдаем архивный подход в чистом виде. Ярко-белые фигуры этнографов, реставрирующих артефакты из Африки без какого-либо телесного контакта с ними, кажутся воплощениями «академических моделей знания, предпочитающих информацию, которую обрабатывает мозг, <…> оставляющих чувства на обочине» (Чакрабарти). Кандида Хёфер вспоминает, что ее тоже заставили надеть белый костюм химзащиты: «Этнографы относятся к этим артефактам так, словно на них наложено проклятье». Спецодежда становится границей между подчеркнуто высокоразвитой (и стерильной) сферой европейской цивилизации и другими культурами, где важнее запахи, ритуалы и непосредственное взаимодействие с предметами.

Валентин Дьяконов

Поделиться