Каталин Ладик
род. 1942, Нови-Сад, Югославия; живет и работает в Будапеште
Поэма бритья по черному (перформанс в Клубе молодых художников, Будапешт). 1979
Серебряно-желатиновая печать. 8 частей. 15 × 10,5 см каждая
Предоставлено автором и галереей acb, Будапешт
Поэтесса, художница и перформер Каталин Ладик сформировалась в среде литераторов-авангардистов югославского (ныне — сербского) города Нови-Сад. Начало ее активной деятельности пришлось на 1970-е годы — когда послевоенное поколение художников ставило вопрос об индивидуальном самовыражении и личной сексуальности в контексте социализма. Гендерные роли в культуре стран социалистического лагеря были продиктованы понятиями о коллективной идентичности трудящихся. Творческая работа над собственным образом происходила почти исключительно в частном порядке — через индивидуальный пошив и ателье. Обнаженное тело воспринималось и как непристойное, и как слишком абстрактное, то есть не принадлежащее коллективу. Получив скандальную известность выступлениями в обнаженном виде, Ладик перешла к реструктуризации зрительских ожиданий в серии перформансов под общим названием «Поэма бритья по черному». Это реакция на реакцию: вслед за утверждением независимой от коллектива сексуальности, художница отказывается от нее после того, как видит чисто потребительское отношение к наготе. В этих акциях под слоем одежды оказывается другой — черный — слой, полностью укрывающий тело, но повторяющий его контуры. Намек на эрос остается в кружевном белье, но акт соблазнения в очередной раз затрудняется тем, что Ладик имитирует бритье, причем не только тела, но и лица. В «Поэме бритья по черному» художница возвращает себе контроль над объективацией тела, выводя его за пределы эротической демонстрации.