Хамид Эль-Канбухи
род. 1976, Эль-Араиш, Марокко; живет и работает в Амстердаме
Zee-man. 2017
Лен, акрил. 200 × 150 см
Предоставлено автором и галереей Nouvelles Images, Гаага
«Вне поля зрения белых чернокожие создали собственные уникальные структуры и наслаждались их многоплановым взаимодействием с формами белого искусства, — писал в 1988 году филолог Генри Луис Гейтс-младший. — В основе черного искусства — повторение и правка». Для марокканца Хамида Эль-Канбухи, приехавшего в Амстердам в возрасте 19 лет, эти приемы характерны в высшей степени. В картине Zee-man традиционная для Европы портретная основа дополнена элементами коллажа (трое мужчин в верхней части полотна), но вместо пространственной связности используется столкновение живописных ритмов на разных плоскостях. Картина возникает как площадка взаимопроникновения типов саморепрезентации в европейском и арабском мире. Портрет — это поза, выделяющая человека из массы и превращающая его в объект поклонения или желания. В Новейшее время общественная функция портрета благодаря художникам-реалистам и первым фотографам включает в себя ревизию социальных слоев. У этой ревизии могут быть как гуманистические задачи (в случае русских передвижников, выводивших на авансцену классической картины городскую и деревенскую бедноту), так и цели, связанные с полицейским надзором. В современном городе, однако, есть сообщества, которые по религиозным и личным причинам сопротивляются тотальной идентификации, предпочитают исключать себя из всеобъемлющего каталога лиц. Название картины Эль-Канбухи можно трактовать как намек на растворение в атомарном. В физике эффектом Зеемана называется расщепление спектра на несколько потоков под влиянием магнитного поля. Роль магнитного поля для художника играет мультикультурный город, где в ходе политических изменений постколониальной эпохи возникает множество сообществ-потоков.