Фирелей Баэс
род. 1981, Сантьяго-де-лос-Кабальерос, Доминиканская Республика; живет и работает в Нью-Йорке
Сигуапа-пантера (Во имя всех благ и наслаждений мира). 2015
Бумага, акрил, чернила. 241,3 × 165,1 см
Предоставлено собранием Тироша — Делеона и Art Vantage PCC Ltd.
Сигуапа — существо из фольклора Доминиканской Республики, родины Фирелей Баэс. Сигуапа изображается (и вспоминается теми, кто ее видел) как женщина ослепительной красоты, с длинными волосами. Она живет в лесной чаще и выходит к людям только для того, чтобы заманить к себе новую жертву и сожрать ее. Для Фирелей Баэс, с детства живущей в Нью-Йорке, обращение к образу сигуапы — это повод для активации как воспоминаний о покинутой культуре, так и диалога с предками. Эмиграция в США ставит перед уроженцами Доминиканы и других стран Карибского бассейна вопрос о том, кто же они в «кипящем котле» культур. В Америке они по умолчанию воспринимаются как чернокожие, хотя сами себя не считают таковыми: Доминиканская Республика знает множество оттенков идентичности вне удобного для доминантной расы деления. Сигуапа на картине Баэс становится персонификацией древнего божества, чья сила определяется не цветом кожи или структурой волос, но близостью к хтонической мощи природы. Гибрид фауны и флоры, она сочетает в антропоморфном силуэте все, что в обыденном сознании символизирует иррациональность с оттенком угрозы, — толщу земли, в которую погружают трупы и клады, растения тропиков (они скрывают ядовитых змей и хищников), демонстративную женскую сексуальность (сигуапа Баэс носит высокие каблуки).