1927, Москва — 2008, Сен-Лоран-сюр-Отен, Франция

Дворец. 1968
Холст, масло, аппликация. 110 × 98,5 см
Собрание Марка Курцера

Как пишет историк искусства Виктор Тупицын, кружева из бабушкиного сундука и найденная в заброшенных церквях парча в картинах Лидии Мастерковой конца 1960-х обособляли «позицию художницы в патриархатном мире московского альтернативного искусства». Аппликация старинной ткани не только бунт против мужского мира и героического мифа в андерграунде, но и обращение к дореволюционным фактурам как к (спиритическому) медиуму. «Дворец» выглядит полуабстрактным: в одном из фрагментов ткани можно узнать фронтон, вертикально расположенные полосы текстиля напоминают колонны. Художница, которую часто называют прямой наследницей авангарда, в этих работах обращается к интимному, женскому пространству и религиозному ритуалу — то есть к тем сферам, которые в революционном авангарде не ценились. Эти сферы погребены под слоями модернизации и руинами Великой Отечественной войны, и проникнуть в них можно только через абстракцию, понимаемую как духовидение. На обратной стороне «Дворца» Мастеркова пишет отчетливо символистское стихотворение, обращенное к другу по кличке Тень: «Под стать тебе Дворец построит Мастерица. Лишь Тень от наших встреч в нем может поселиться». Название работы сближает ее с другим примером обращения к сакральному прошлому посредством абстракции через головы авангарда и модернизации — «Собором» Джексона Поллока.

Валентин Дьяконов

Поделиться