En

род. 1981, Багдад; живет и работает в Лос-Анджелесе

Мишени. 2017
Льяной холст, масло. 185,6 × 243,7 × 5,4 см
Собрание Ани Арнольд

Мнемонический артефакт 5. 2017
Льяной холст, масло. 243,8 × 185,1 × 5,2 см
Частное собрание

В своих работах Хайв Кахраман обращается к темам памяти, травмы и поиска идентичности. Тоталитарный режим Саддама Хусейна и интервенция Вооруженных сил США во время Войны в Персидском заливе (1990–1991) вынудили семью художницы бежать из Ирака в Швецию, когда Кахраман было 11 лет. Единственные и неизменные обитатели ее работ — призрачные женские фигуры-двойники, бредущие в мягкой парусиновой пустоте. Ткань и одежда в живописи Кахраман выступают как знаки протеста против культурных и общественных диктатов.

Первое — бунт против европейской власти над миром, точнее — против господства изобразительных протоколов ренессансной живописи. Исламский геометрический орнамент, складывающийся в изображения накидки, нарушает восприятие пространственных форм на плоскости и налагает запрет на перспективу, попирая «величайшее» достижение западной визуальной культуры. Исторически эталонные произведения европейского искусства, пропущенные через фильтры арабской миниатюры, персидской живописи и японской ксилографии, теряют уникальность и «провинциализируются». Второе — это отсутствие хиджаба и в целом какой-либо одежды, прикрывающей наготу; минус-прием, отменяющий патриархальные нормы шариата и в итоге дающий художнице контроль над репрезентацией своего тела. Живопись Кахраман — это во многом и ткачество: художница кроит льняные холсты, пересобирая лоскуты ткани в зигзагообразные переплетения на манер иракского ручного веера.

Ярослав Воловод

Поделиться