En

род. 1982, Москва; живет и работает в Москве

Юбки. 2011
Холст, акрил, акриловая паста. Семь частей, 60 × 60 см каждая
Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина

Геометрические формы, ровно заполненные одним цветом, белый фон и квадратный формат указывают на исторический прототип живописной серии Александры Галкиной «Юбки», а именно на «Черный квадрат» Казимира Малевича — вероятно, самое цитируемое произведение в истории искусства XX века. Работая с узнаваемой иконой авангарда и модернизма, Галкина довольно радикально помещает ее в контекст, традиционно опознаваемый как женский, — в мир модного гардероба и исключительно феминного предмета одежды. Остроумие подобной контекстуализации становится очевидным, если вспомнить об интересе самого Малевича, мужчины-художника и одного из столпов модернистской мифологии гения, к супрематическому дизайну, в частности о его эскизах орнаментировок для тканей (1919) или проектах супрематического женского платья (1923). Более того, в автобиографии Малевич упоминал, что в детстве обучился у матери искусству вышивки и плетения кружев, сам вышивал и вязал крючком. И если в этом контексте соединение супрематической абстрактной живописи с миром кройки и шитья уже не кажется парадоксальным, можно задуматься о знаковой природе абстрактного образа у Галкиной, «помнящего» о лежащем в его основе прототипе реальной вещи. В подогнанных под органику человеческого тела трапециях юбок Галкина открывает универсальную абстрактную форму, иронично используя историю искусства как инструкцию. Ее «Юбки» занимают равноудаленную дистанцию и от авангардного проекта переустройства быта, и от приписанного женскому искусству интереса к рукоделию. Вместе с тем соразмерные мини-юбкам в натуральную величину абстрактные формы иронично подыгрывают телесному масштабу художника и/или зрителя, переводя модернистскую абстракцию на «человеческий» язык.

Екатерина Лазарева

Поделиться