Карлос Норонья Фею
род. 1981, Лиссабон; живет и работает в Лиссабоне
Растущий музей. Ассамбляж I (версия III). 2016–2018
Кимоно для мальчиков времен Второй мировой войны; сестринский пояс в стиле ар-нуво из посеребренного мельхиора 1920–1930-х годов, длина 70 см; бронзовая монета в виде кольца йоруба, литая по выплавляемой восковой модели. 110 × 100 × 8 см
Предоставлено автором
Проект Карлоса Нороньи Фею «Растущий музей» объединяет артефакты самого разного происхождения — географического, культурного, исторического. Каждый новый ассамбляж, созданный художником, представляет собой гибридный объект-конструктор, собранный вопреки законам традиционной музейной логики.
В представленной на выставке версии проекта художник устанавливает контакт между предметами и образами из Восточной Азии, Западной Африки и Европы. «Местом встречи» и одним из ее участников выступает пропагандистское кимоно — предмет японского гардероба, получивший особую популярность в период между Первой и Второй мировыми войнами. Подобный традиционный костюм из агитационного текстиля — непосредственный продукт модернизации, активно развернувшейся в Японии в первой половине ХХ века и напрямую связанной с чередой войн и колониальной экспансией — в них местные милитаристские идеологи видели залог общественного процветания. Судя по военной технике, можно предположить, что события, изображенные на кимоно, — вооруженный конфликт 1939 года на Халхин-Голе между Японской империей и СССР.
На выставке «Ткань процветания» можно найти японский бомбер в двух инкарнациях: в ассамбляже Нороньи Фею — это бомбардировщик, в коллекции Юитиро Тамуры — военная куртка. В обеих работах художники демонстрируют, как одежда становится своего рода экраном, на который проецируются образы, рожденные колониальной фантазией и политическим воображением.