Моатаз Наср
род. 1961, Александрия; живет и работает в Каире
Слияние и проявление. 2011
Три видеофильма. 6 мин. 25 сек. каждый
Предоставлено галереей Continua, Сан-Джиминьяно I Пекин I Мулен I Гавана
Три дервиша кружатся, раскидывая руки и собирая ладони на груди; их юбки раскрываются, как бутоны цветов; фигуры движутся будто в невесомости, приближаясь и почти касаясь друг друга; ощущение хрупкого ускользающего равновесия и ожидание близкого столкно вения созвучны мятежным настроениям в Египте времен Арабской весны.
Танец дервиша — неотъемлемая составляющая коллективного богослужения, в результате которого адепт достигает экстатического слияния с Богом. Это мистическое странствие олицетворяет постоянный взаимный переход друг в друга «явного» и «сокрытого» — фундаментальных понятий исламской философии.
В книге «Взгляд сквозь одежду» историк моды Энн Холландер пишет: «…большинство одежды этнической, народных костюмов обладает свойством <…> редуцировать [человека] до несущей определенный символический смысл абстракции». В работе Моатаза Насра радение представлено как превращение высших абстрактных понятий во вполне постижимые явления оптики и геометрии, где одежда играет ключевую роль. Суфии облачены в красное, зеленое и синее, основные цвета RGB-модели, которые при оптическом сложении дают сакральный белый. Танцующие показаны сверху, их ритуальные одеяния, разложенные на плоскости, образуют круг, то есть универсальную форму, способную представлять большие имперсональные силы, будь то Бог, орбитальное движение планет (гравитация) или бесконечность.