род. 1958, Вашингтон; живет и работает в Нью-Йорке

Зарытое сокровище. 1994
Синтетический мятый бархат, фотография. Размеры варьируются
Предоставлено галереей Shoshana Wayne, Санта-Моника

Платья-скульптуры американской художницы Беверли Сэммc нельзя носить. Они — одежда в своем максимальном развертывании в пространстве — не только за пределами бытового использования, но и по ту сторону ритуала. Беверли Сэммc осознает галлюцинаторный потенциал ткани, стремящейся выйти из-под контроля общественных конвенций и обыденного сознания. Скульптуру под названием «Зарытое сокровище» художница называет «бессмысленной картой несуществующей местности». Подсказку дает небольшая фотография, где у фигуры в черном платье (возможно, точно таком же, как у скульптуры) на спине вышит красный знак Х. Это отсылка к роману американского писателя Натаниэля Готорна «Алая буква», в котором рассказывается история женщины-изгоя, вынужденной носить на одежде вышитую букву А (adulteress — прелюбодейка). В диалоге с историей жестокости общества по отношению к тем, кто нарушает его законы, «Зарытое сокровище» способно внушить готический ужас перед отсутствующей владелицей платья или ее сверхъестественными способностями (возможно, они имеются в виду под «сокровищем») — дотянуться, приласкать или задушить любого и любую.

Валентин Дьяконов

Поделиться