род. 1963, Мбарара, Уганда; живет и работает в Лондоне

Ожидание. 2007
Одноканальная видеоинсталляция. 35-мм цветная пленка, переведенная в формат HD
со звуком Dolby 5.1. 7 мин. 45 сек.
Предоставлено студией Зарины Бхимджи и DACS

Обстоятельства места и времени исключены из кадра. Нет и действующих лиц — только руки, мельком. Камера, внимательная к живописно раскачивающимся нитям сырья, показывает простые станки для его обработки и останавливается в шаге от готового продукта. Все, что мы знаем об истории и смысле этой завораживающей фактуры, существует параллельно меланхолическому настроению фильма. Белые волны — это сизаль, африканский аналог пеньки, использующийся для плетения канатов, мешков, грубого постельного белья. Фильм снят в Кении, на фабрике по обработке сизаля. Людей в кадре нет, потому что владельцы фабрики запретили их снимать — тут многие работают незаконно.

«Ожидание» сродни памяти о детстве — элементы какого-то места или события навязчиво всплывают в сознании вкупе с острыми переживаниями, но повествовательная связность отсутствует. Опора на фрагмент как триггер воспоминаний характерна для фотографий и видео Зарины Бхимджи. Для нее поездки в Африку и связанные с этим континентом фильмы (помимо «Ожидания» это «Желтый кусок» и «Внезапно») — возвращение в детство, проведенное в Уганде. В 1972 году президент Уганды, бывший военный Иди Амин, в рамках борьбы с наследием колониализма издал указ о высылке из страны 30 000 индийцев с британскими паспортами. Семье Зарины Бхимджи пришлось бежать в Великобританию. Свой интерес к Африке художница связывает с историей борьбы континента за независимость и поиском точек отсчета для собственной идентичности в ситуации, когда наличие или отсутствие корней зависит от политики и экономики империи.

Валентин Дьяконов

Поделиться