Лучезар Бояджиев
(Род. 1957, София. Живет и работает в Софии)

Эндшпиль; или Хороший, Плохой и Одинокий.
2012/2020

Дерево, металл, шпон. Размеры варьируются
Предоставлено художником

Один из отцов-основателей современного искусства Болгарии Лучезар Бояджиев с той или иной интенсивностью состоит (как и многие другие художники, использующие в своей работе концептуалистский инструментарий) в диалоге с интеллектуальным наследием Марселя Дюшана (1887–1968). Наряду с тем, что Дюшан заложил основы концептуального искусства, он также остался в истории как страстный шахматный игрок: впрочем, тут как фигура международного масштаба он не состоялся. Увеличенная шахматная доска Бояджиева — это, несомненно, попытка продолжить размышление Дюшана о том, что такое искусство и каковы его пределы. Известно, что Дюшан ради шахмат оставил занятие искусством более чем на десять лет (не исключено, что это была осознанная, но не обозначенная перформативная акция). Однако возвращение Дюшана в профессию (этот факт является принципиальным для Бояджиева) свидетельствует о бесконечности процесса искусства, где нет конца и возможны лишь паузы, а количество комбинаций бесконечно.

Импульсом к созданию работы, по словам Бояджиева, послужила книга 1932 года, написанная Дюшаном совместно с шахматным композитором Виталием Хальберштадтом L’opposition et cases contuguées sont réconciliées («Случаи оппозиции и полей соответствия»). Весь труд посвящен одной чрезвычайно редкой позиции, которая может возникнуть только в эндшпиле (заключительной части партии). Бояджиев с его огромным концептуалистским интересом к математическим курьезам и редкостям не мог пройти мимо возможности создать свой вариант шахмат, игры, бросившей вызов бесконечности: учеными было подсчитано, что число неповторимых шахматных партий больше числа электронов во вселенной.

АМ

Поделиться