Советские дома культуры
Исследование «Советские дома культуры» является продолжением многолетней работы художников коллектива «Что делать» (основан в Санкт-Петербурге в 2003 году) по изучению структуры, наследия и нынешнего функционирования мест культурного производства в России и на постсоветском пространстве.
Исследовательский проект охватывает обширный временной период с начала XX века по сегодняшний день.
Для коллектива «Что делать» важной задачей является поиск ответа на вопрос о том, каким образом дома культуры смогли повлиять на несколько поколений современных художников, учитывая, что в советские годы дома культуры являлись официальными и идеологизированными структурами, а в настоящее время выживают за счет ведения предпринимательской деятельности.
В ходе работы коллектив «Что делать», верный принципам группового творчества, поддержал 14 новых проектов молодых художников, многие из которых являются выпускниками Школы вовлеченного искусства, организованной коллективом в Санкт-Петербурге. Исследования велись в населенных пунктах в России и странах бывшего СССР, среди которых Архангельск, Калининград, Коркино (Челябинская область), Новосибирск, Омск, Санкт-Петербург, Тольятти, село Городня (Тверская область), село Шелота (Вологодская область), Йыхви (Эстония), Минск, село Кара-Джыгач (Киргизия) и другие.
Исходя из своего интереса и непосредственного опыта взаимодействия с домами культуры, каждый художник выбрал одну из институций для изучения. Личные истории исследователей и обнаруженные в ходе полевой работы находки (артефакты, рассказы участников событий и т. п.) стали важными свидетельствами того, как атомизированные очаги инфраструктуры советского периода влияют на формирование такого феномена, как постсоветская интеллигенция.
Коллектив «Что делать» и приглашенные исследователи уделяют особое внимание к практическим вопросам устройства работы домов культуры в исторической перспективе и в современном социально-культурном контексте. Изучая опыт функционирования домов культуры, они приходят к выводу, что стратегии работы этих учреждений и их несомненный мощный потенциал могут быть осмыслены, переработаны и применены к деятельности новых самоорганизованных институций.
На выставке представлены «паспорта домов культуры», видеодокументация исследований и три успешно работающие инициативы, созданные художниками в Москве (ДК [«Делай культуру»]), Новосибирске (Коммуна «Максима Горького 17А») и Санкт-Петербурге («ДК Розы»). Появление подобных инициатив открывает возможности диалога о пересмотре существующего коммерческо-потребительского отношения к культуре и о формировании новой классовой композиции общества, в котором возможно отстаивать ценности политики освобождения и переосмысливать роль культуры и эстетики.
Исследование начато в 2016 году.
Коллектив «Что делать» при участии Анастасии Вепревой, Екатерины Ивановой, Виктории Калининой, Антона Карманова, Олеси Мюнд, Татьяны Пильниковой, Елены Ревуновой, Марины Русских, Марийки Семененко, Екатерины Соколовской, Артема Терентьева, Дианы Ухиной, творческого объединения «Наденька» (Мария Рыбка, Надежда Никифорова, Маша Александрова), группы Na-Ka (Катя Михатова, Анастасия Волохова)