Исследование, предпринятое художником Самми Баложи (род. 1978, Лубумбаши, Республика Заир), посвящено трансформации Бельгийского Конго в Демократическую Республику Конго, формированию диктатуры Жозефа-Дезире Мобуту и роли Патриса Лумумбы в обретении страной независимости.

Баложи рассматривает историческую параллель между движением заиризации Конго в 1970-е годы (официальной идеологии режима Мобуту), нацеленным на возвращение к традиционной африканской культуре, и политическими преобразованиями, произошедшими после Второй мировой войны в социалистических странах Восточной Европы. Среди предметов исследования — влияние коммунизма на конголезскую культуру и развитие местных художественных практик на протяжении трех десятилетий правления Мобуту. В частности в российской части своего исследования художник надеется найти информацию о советском радиовещании в Африке и узнать больше о коммьюнити конголезских студентов, получавших образование в Москве.

Изучая влияние, оказанное на Конго холодной войной, Баложи не ограничивает свое поле зрения политикой и также рассматривает преобразования в культуре и образе жизни населения Конго в указанный период. Помимо Москвы его исследование развернулось в Брюсселе, Киншасе и Лиссабоне: художник посетил Португальский национальный архив Торре ду Томбу, взял интервью у таких известных специалистов, как бельгийский историк и антрополог Жан Омасомбо, конголезский историк и писатель Кивилу Сабакину и российский режиссер, киновед и исследователь советского кино Александр Марков.

На выставке «Освободить знание» представлены уникальные архивные материалы — пропагандистские листовки и плакаты, распространявшиеся в Бельгии «левой» молодежью, которые демонстрировали связи между бывшей колонией и бельгийскими коммунистами. Они были обнаружены художником в Центре коммунистических архивов Бельгии в Брюсселе. Вторая часть презентации исследования Баложи — его фотоколлаж Frise Obus (2016), отражающий важнейшие для Конго экологические и социально-политические вопросы.

Самми Баложи.
Frise Obus (Фриз со снарядами). 2016
Цветная печать
Предоставлено художником

Республика Конго богата, ураном и медью, и именно борьба за обладание этими ресурсами определила ее историю. Многолетняя добыча ископаемых — в первую очередь в военных целях — была сопряжена с эксплуатацией населения страны и нанесла непоправимый вред окружающей среде. Из конголезского сырья создавалось оружие — от патронов до атомной бомбы. Такие материалы, как медь, объединяют «две истории» Конго — колониальную и постколониальную. Медные гильзы, напоминающие о войне, смерти и ожидании, претерпели поразительную метаморфозу — в послевоенном Конго их зачастую использовали в качестве цветочных горшков.

Высаженные в горшки-гильзы хлорофитум хохлатый (Chlorophytum comosum), сансевиерия (Sansevieria trifasciata), бегония королевская (Begonia Rex) и фикус каучуконосный (Ficus elastica) — родом из Африки, однако из-за активного экспорта в Европу мы привыкли воспринимать эти растения в качестве «своих». Подобные «композиции для украшения интерьера» из «неэкзотических экзотических растений» и военных артефактов напоминают о тех катастрофических экологических последствиях, которые повлекла за собой необдуманная политика мировых держав по отношению к Конго.

Исследование начато в 2016 году.