Предисловие к каталогу аукциона «Русский авангард и советское современное искусство»
Предисловие к каталогу аукциона «Русский авангард и советское современное искусство», написанное лордом Гаури, председателем лондонского отделения «Сотбис». Печатная версия каталога представлена на выставке «Ставки на гласность. Аукцион “Сотбис” в Москве, 1988».
Теперь, на пороге 2000 года, мы можем с уверенность сказать, что XX век, при всем своем смятении и при всех его трагедиях, был знаменательным веком в истории живописи. В годы, непосредственно предшествовавшие и следовавшие за революцией политической, Россия оказалась также революционной и для художников. Новые способы выражать внешний мир наблюдений и внутренний мир эмоций давали повод думать, что в скором времени изобразительное искусство России займет такое же видное место, какое давно занимает литература. Представленные на данном аукционе художники революционного периода являются одними из наиболее крупных художников того времени. Один из них — Александр Родченко — был также гениальным фотографом и дизайнером.
Предаукционная выставка Sotheby’s «Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре, Москва. 2–7 июля 1988
Фото: Александр Лаврентьев
© Александр Лаврентьев
Жестокие, суровые условия послереволюционных годов, наряду с ужасами и героизмом Второй мировой войны, в значительной мере изменили тенденции живописи в Советском Союзе. Небольшое число художников, с талантом спокойного и индивидуального направления (превосходным примером которых является Илья Табенкин), работали, следуя своим собственным стремлениям, но, как правило, художники подчинялись давлению следовать патриотическому и официальному стилю. Из-за трудностей общения с Западом, художники находились в отрыве от западного современного искусства, которое в основном развивалось как бы в оппозиции нормам и ценностям современного общества. Однако за последние годы специалисты и коллекционеры, как в Советском Союзе, так и в других странах, отмечают пробуждение нового замечательного периода в советском искусстве. Не образуя еще какого-либо определенного движения, представленные здесь художники обладают некоторыми общими качествами. В большинстве случаев — это люди молодые. Они прекрасно информированы о том, как развивается живопись на западе. Они — советские художники, поскольку они отказываются как от имитации, так и от асоциального содержания большей части современного западного искусства. Так, например, их нисколько не притягивает западная склонность к декоративной интроспекции. В некоторых из наилучших картин просвечивают особый русский юмор и даже сатира. Они открывают нам глаза — как это и положено художнику. Они рассказывают многое об этом захватывающем периоде советской истории.
«Сотбис» гордится тем, что проводит первый международный аукцион художественных произведений в Советском Союзе. Мы уверены, что он не будет последним, так как для развития культурных связей нет ничего лучшего, как свободный обмен идеями и произведениями искусства между молодыми художниками, коллекционерами и студентами факультетов изобразительных искусств всех стран мира. Мы глубоко благодарны советским руководителям, в частности министру культуры г-ну Василию Захарову и его сотрудникам, за их терпеливое и любезное сотрудничество с нами в столь новом эксперименте обмена идеями и художественными произведениями. И конечно же, мы благодарны и самим художникам за то, что они согласились представить свою собственность на открытую конкуренцию. Мы не сомневаемся, что их оригинальность и талант привлекут многих, которые разделят с нами наш энтузиазм.
Достопочтенный Граф Гаури
Председатель «Сотбис», Лондон