Выступая посредником между художественными сообществами и аудиторией в самом широком — мировом — масштабе, цифровые медиа способствуют глобальным изменениям в культуре. Доклад посвящен двум аспектам этого, неолиберального по своей природе технологического бума в области современного искусства — (условной) материальности экспозиций и многоликости «расширенного» (за счет технологий) зрителя.
Каким образом музеи будут выстраивать взаимодействие с индивидами, погруженными в виртуальные реальности? Чем будут заниматься кураторы по завершении эры экспериментальных онтологий? Как музей сможет обращаться к неолиберальному субъекту, который сам во многом является «продуктом кураторства»? Какая роль отведена в музее будущего визуальности? Доклад основан на материалах исследований ряда музеев современного искусства, расположенных в континентальной Европе, Северной и Южной Америке, России и Великобритании.