Ян Гинзбург прибегает к широкому арсеналу художественных и концептуальных средств, будь то создание серий различных по технике объектов, отсылающих к произведениям художников круга московской концептуальной школы, или разработка выставок — тотальных инсталляций, в основе которых лежит сложная, но логичная система цитирования истории советского неофициального искусства. В своем стремлении проникнуть в прошлое, чтобы обозначить и пересмотреть намеченные им некогда траектории в настоящем, Гинзбург идет дальше, чем изучение архивов или интервьюирование носителей исторического опыта. Вот уже несколько лет все свои проекты Ян Гинзбург делает в неразрывной, можно даже сказать ретроактивной связи с творчеством недавно ушедшего художника Иосифа Гинзбурга, чью фамилию, а вслед за ней и ответственность за наследие, Ян официально взял себе.
Созданная для настоящей выставки инсталляция «Комната гениев» сводит вместе ряд ассоциаций и ссылок, почерпнутых художником в различных источниках. В первую очередь сам факт пространства с портретами гениев — это прямая отсылка к упоминаемому в одном из дневников Иосифа Гинзбурга желанию жить в просторной комнате, завешанной портретами великих людей. Форма инсталляции, напоминающая ширму, — парафраз способа экспонирования знаменитых альбомов Ильи Кабакова, судьбы героев которых зачастую тоже разворачивались в закрытых советских клаустрофобичных пространствах (например, «Вшкафусидящий Примаков»).
Тема цитирования просматривается в «Комнате гениев» еще одним хитрым образом, через книгу «Симфония разума» Владимира Воронцова, которую в одном из писем Иосифу Гинзбургу предлагает прочесть друг. В ней представлены
афоризмы великих мудрецов и советских партийных деятелей. Существует мнение, что Воронцов сделал этот сборник в качестве подарка своему руководителю Михаилу Суслову, фактически второму человеку в стране в брежневские годы. Известно, что Суслов сам не читал толстых книг, но любил читать рецензии, и каждое свое публичное выступление, каждую статью и вообще любое высказывание считал необходимым «подкрепить цитаткой».
Ян Гинзбург делает вывод: «Реконструкция идеи [Иосифа] Гинзбурга посредством готовой “интеллектуальной ширмы” Владимира Воронцова запускает сложную игру ассоциаций между идеологической продукцией СССР и неофициальным искусством 1970-х годов. Иллюстративный ряд книги представляет собой непронумерованные 16 страниц со 144 портретами гениев, расположенными по алфавиту по сетке, образующей подобие таблицы. Если представить иллюстративный ряд в виде пространственного решения, мы увидим схожесть “Симфонии разума” с “комнатой гениев” Иосифа Гинзбурга. Ведь велика вероятность, что именно эта книга послужила для Иосифа отправным пунктом его идеи».