Вячеслав Ахунов с маниакальной последовательно- стью и тщательностью воспроизводит и сталкивает между собой советскую символику — фотографии вождей и членов политбюро, лозунги и докумен- ты, тексты песен, флаги и прочие предметы ком- мунистического церемониала. Один из самых заметных проектов художника — по сути, длиною в жизнь, — «Мантры СССР»: уже не одно десяти- летие Ахунов убористым и мелким шрифтом покрывает различные подходящие носители — вы- резки из журналов и газет, старые папки, архивные бумаги, холсты и т .д. — выдержками из учебников по научному коммунизму и диалектическому мате- риализму. Речь идет о тысячах предметов.

О «Выкройках» Ахунов вспоминает как о своей «первой самостоятельной работе». Вот ее исто- рия: «У нас в институте после обеда были лекции: “Марксизм — ленинизм”, “Научный коммунизм”, “Искусство”, “Диалектический материализм”, “Исто- рия партии”… И нас заставляли, как в армии, конспек- ты писать. И я от лени начал записывать эти лекции прямо на выкройках. А потом пришла мысль: если сделать платье, то ты как будто ходишь в идеологии. Я заполнил эти выкройки лекциями по марксизму- ленинизму». В этой работе сталкивается множество смыслов и культурных реалий тех лет. В советское время журналы с выкройками пользовались особой популярностью, так как одежду в условиях жесткого дефицита товаров частного потребления было очень трудно достать, и потому население зачастую шило одежду кустарным способом. И, если эти журналы в каком-то смысле являются символами товарного де- фицита в СССР, то сделанные на них «пиратским» способом однообразные записи свидетельствуют о профиците времени, уходившего на нескончаемое и выхолощенное заучивание «заветов партии».

Группа «Мухоморы» (Константин Звездочетов, Свен Гундлах, братья Владимир и Сергей Мироненко и Алексей Каменский), известная своими комичными и хулиганскими акциями, в 1982 году придумала ин- струкцию к перформансу. В акции предложили поу- частвовать своему другу Андрею Дягтерёву, который в назначенный час приехал на станцию метро «Бего- вая», где незнакомец вручил ему билет на электричку и план местности. За городом, в 30 километрах от Москвы, Дягтерёв нашел по карте свежевырытую яму, где лежала коробка с инструкцией внутри: 1) раздеться догола; 2) облачиться в одежду, лежащую в ящике; 3) сложить всю одежду в ящик; 4) зарыть ящик и уйти; 5) немедленно вернуться в Москву. В ящике оказались брезентовые штаны, телогрейка и кирзовые сапоги. По иронии судьбы Дягтерёв собирался на день рождения и, сле- довательно, был торжественно одет: в вельвето- вый костюм-тройку (как и любая хорошая вещь в то время — дефицит), что все равно не останови- ло его от исполнения предписанного в инструкции. За акцией через подзорную трубу наблюдал специ- ально приглашенный «мухоморами» художник Никита Алексеев. Гундлах предложил следующую интерпретацию этого перформанса: «В этой акции нами в частности ставился вопрос: “сколько нужно людей, чтобы состоялся акт искусства?”». Кстати, вещи хозяину через несколько дней вернули.