Журнал «Знание — сила». 1968–1978
Главный редактор Нина Филиппова
Главный художник Юрий Соболев
Библиотека Музея «Гараж»

С приходом главного редактора Нины Филипповой тираж научно-популярного журнала «Знание — сила» резко подскочил: с 200 000 экземпляров в 1964 году до 700 000 в 1967-м. Причиной этому послужила стратегия Филипповой по наведению мостов между наукой и широкой аудиторией: журнал стал открывать читателям процессы и способы мышления, лежащие в основе научных исследований, подчеркивая при этом роль творческого начала. Наряду со статьями об освоении космоса, химии и инженерных достижениях в нем печатались репортажи об открытиях в области археологии, экологии, а также в недавно реабилитированных социальных дисциплинах и психологии. Подобно сновидениям, которые «переваривают» впечатления и события дня, пока человек спит, «Знание — сила» предлагал аудитории насыщенный многослойный продукт, в котором академические дисциплины уживались с научно-фантастическими литературными текстами.

Рассказы братьев Стругацких, Кира Булычева и Владимира Савченко, переводы произведений Станислава Лема, Айзека Азимова и Пола Андерсона (с предисловием классика советской научной фантастики Ивана Ефремова) привлекали читателя и вдохновляли художников, работавших над визуальным оформлением издания. В то время иллюстрация считалась прикладным жанром и, в отличие от изобразительного искусства, подвергавшегося различным идеологическим ограничениям, развивалась в условиях относительной свободы. Это позволяло художникам-иллюстраторам привносить язык и повествовательные элементы модернистского искусства в область графического дизайна. Александр Добрицын и круг его друзей, в который входили полуофициальные художники Илья Кабаков, Эрнст Неизвестный, Эдуард Штейнберг и Евгений Бачурин, прославили журнал своими сюрреалистическими или абстрактными иллюстрациями, постоянными отсылками к великим мастерам истории искусства, экспериментальными шрифтами и почти психоделическими сюжетами.

 

Волна писем от обескураженных читателей с жалобами в адрес редактора и официальных обвинений в пропаганде антисоветской эстетики совпала с новым политическим курсом Леонида Брежнева. Под руководством главного художника Юрия Соболева дизайн обложек претерпел радикальные изменения: используя фотографию как самый безопасный с идеологической точки зрения визуальный жанр, Соболев выпускал обложки, напоминавшие зашифрованные буддистские мандалы. Круглая форма, похожая на иллюминатор — или на стеклышко, которым накрывались зарытые в земле «секретики», символизировала переход во вселенную секретного знания, зашифрованных языков и чтения между строк.