Лекция посвящена тому, как человек соотносит свои намерения и действия с этическими системами.
Местом появления человека этического была Древняя Греция. Софисты поняли, что, по сравнению с неизменными законами природы, нравы людей разнообразны и изменчивы, поэтому возникает проблема оценки как отдельных поступков, так и разнообразных обычаев. Аристотель, который впервые употребил слово «этика», считал ее практической философией, отвечающей на вопрос «Что мы должны делать?». Постепенно складываются две принципиально различные этические системы. Одна из них придает значение только намерению, мотиву действия, вторая оценивает результат поступка. В рамках первой из этих систем формулируется знаменитый моральный закон — категорический императив Иммануила Канта.
«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. <…> Первый взгляд на бесчисленное множество миров как бы уничтожает мое значение как животной твари, которая снова должна отдать планете (только точке во вселенной) ту материю, из которой она возникла, после того как эта материя короткое время неизвестно каким образом была наделена жизненной силой. Второй, напротив, бесконечно возвышает мою ценность как мыслящего существа, через мою личность, в которой моральный закон открывает мне жизнь, независимую от животной природы и даже от всего чувственно воспринимаемого мира…» (Иммануил Кант «Критика практического разума», 1788).