28 августа в Нижнем Новгороде состоится Вторая конференция Сети архивов российского искусства (RAAN), объединенная темой «Архив как учреждающая практика». В конференции примут участие партнеры и участники проекта, а также независимые исследователи и работники музеев и центров современного искусства из Екатеринбурга, Красноярска, Москвы, Перми, Саратова и других городов России. Программный партнер события — студия «Тихая».
Возможен ли архив как надинституциональный импульс? Если да, то какие существуют модели сохранения современного художественного процесса за пределами уже учрежденных официальных структур? Вторая конференция Сети архивов российского искусства предлагает обратиться к теме архива как учреждающей практики. Разрабатывая понятие instituent practices, введенное Геральдом Раунигом, мы делаем попытку помыслить архивную работу в качестве позитивной формы «выхода из игры». Цель конференции — рассмотреть архив в качестве живого критического знания, свободного от запретных тем и цензурных ограничений. Обсудить, как архив становится тем местом, где отдельные судьбы и голоса, сохраненные в эфемерных документах, могут объединиться в коллективы.
Учреждения и институции нередко понимают как «юридический адрес», устоявшуюся властную систему оценок или определенный порядок вещей. Конференция предлагает рассматривать институциональность внутри архива как процесс разработки общего языка, адекватного его современникам. Речь пойдет о том, как архив помогает атомизированным усилиям сохраниться в качестве целостности, о «любовном окучивании среды» и заботе участников художественного процесса друг о друге.
Современные архивы по своей природе противоречивы. Они пытаются быть открытыми и эгалитарными, при этом сохраняют конкретные артефакты культуры. Стремятся углублять контекстуализацию и выстраивать социальную среду, но вынужденно канонизируют те или иные имена внутри сцены. Оставаясь критичными к возможностям и легитимности любых коллекций, принимая во внимание различие методов и опыта, мы хотим открыть разговор о спасении художественной среды внутри медиума архива и способах сохранения современности как таковой. Итак, с чего начать?
Вопросы конференции:
- Как разобщенные индивидуальные практики становятся целостностью внутри архива?
- Тактики и стратегии «любовного окучивания среды» — забота как организующий принцип архива.
- Художественное использование архивов и документации.
- Архив как неспектакулярная публичная сфера и замена институциональным структурам.
- Помогает ли архив вернуться к маргинальным или подавленным историям, чтобы открыть альтернативные перспективы?