«Слон и бабочка»: проекты Молодёжной команды «Гаража»
Даша Дубоделова
Муг и Букла: революция в музыке и распространение в массы
В своем проекте я изучаю разработанные Робертом Мугом и Дональдом Буклой модульные синтезаторы, след и влияние этих людей в индустрии электронной музыки.
С самого детства я слушаю электронику и сейчас сама пытаюсь ее писать. Мне стало интересно, каким образом случилось так, что сейчас мы слышим электронную музыку абсолютно везде, как произошло такое распространение ее в массы. Я решила окунуться в историю развития модульных синтезаторов, чтобы узнать, что случилось между тем, когда для написания музыки требовались машины размером с комнату и со сложнейшей коммутацией, и до момента создания компактных и понятных в использовании устройств. Мой проект о том, как два человека внесли огромный вклад в развитие электронной музыки и облегчили ее создание.
Мой друг Сережа Оляков помог мне придумать проект и воплотить его. Подруга Рита Березуцкая и сестра Алина Дубоделова также очень помогли мне с ресерчем и доработкой текста. Всех троих очень люблю и благодарю!
Даша Лебедева
Are You Walking Tonight?
Are You Walking Tonight? посвящен становлению вог-культуры, в которой иллюзорный мир недостижимой роскоши, знакомый каждому американцу по витринам модных бутиков, столкнулся с нью-йоркскими реалиями. Этот контраст — ключ к пониманию сложившегося стиля, ассоциирующегося с именами легендарных драг-королев. Биография одной из них, а именно Энджи Экстраваганза, легла в основу проекта.
В 1988 году Майкл Каннингем написал рассказ «Пощечина любви» о судьбе Энджи Экстраваганза, матери Дома Экстраваганза. Вслед за Дженни Ливингстон, создательницей фильма «Париж в огне» об андерграундной субкультуре балов, он воссоздал и запечатлел на бумаге историю стиля вог. Его интервью с танцовщиками и танцовщицами, а также личные воспоминания послужили источниками для воплощения идеи проекта.
Сегодня вог — одно из самых ярких и популярных направлений современного танца. Если в 1970–1980-е эпатажный стиль не выходил за пределы городов США и осуждался обществом, то по прошествии нескольких десятилетий он получил признание во всем мире. Конфликт между призрачной мечтой и грубой повседневностью остался в прошлом, на улицах исписанного граффити Гарлема, но именно он позволил вог-культуре приобрести ее характерные очертания в начале пути.
Участники:
Руководительница проекта — Дарья Лебедева
Фото — Ольга Рязанцева
Голос — Евгений Кириллов, Елизавета Анисимова
Дизайн — Полина Кульчицкая
Визаж — Мария Гуцану
Звук и монтаж — Максим Печерский
Отдельную благодарность я бы хотела выразить преподавательницам Молодежной команды «Гаража» — Полине Стружковой, Эмме Байер и Анастасии Чекрыжовой.
Саша Витько
Роль искусства в кризис
Музейный стул неудобный. Если с него встать, нужно будет смотреть на работы вокруг. А как смотреть — еще не понятно. Смотреть — это не обращать внимание на все уведомления от разных медиа, о том, как все везде у всех плохо? Или смотреть — это искать отражение происходящего ужаса, искать способ борьбы с ними в предметах искусства? Ведь если мы не пытаемся сделать мир лучше, то что мы вообще тут делаем? Неудобный конфликт, почти такой же, как этот стул. Хочется встать, но как будто легче просто продолжить сидеть…
За помощь с аудио большое спасибо Уасми Нассеру! Без него ничего бы не получилось.
Тоня Соболева
Арт-вандализм как отражение чужой воли
В фокусе моего внимания — отношения между искусством, вандалом и обществом. Я изучила проблему порчи искусства и нашла одну из возможных причин арт-вандализма, в основе которой связка отношений сообщества, нарушителя и объекта искусства, который пострадал от рук вандала.
С помощью видео, созданного мной и моей коллегой Аней Русановой, а также текста, прочитанного Александрой Соболевой, я пытаюсь передать атмосферу, в которой находится будущий преступник, и то, как изменяется его отношение к искусству — от нейтральности к ненависти, которая и приводит к акту вандализма.
Как и другие участники Молодежной команды, я пытаюсь посмотреть на ситуацию под другим углом, тщательно избегая радикальности и необоснованных выводов о людях и событиях.
Ася Иванова
Полное тело
Сайт проекта доступен по ссылке.
Какой смысл можно вложить в словосочетание «полное тело»? Тело «наполненное», то есть заключающее внутри множество уникальных аспектов, или организм — «цельный» и единый. Можно подумать и о физически неразвитом теле, противопоставляемом в обществе другому ярлыку — «худому» телу. Или это все просто вздор? Такая речевая игра способна в некоторой мере выявить конструкты человеческого мышления.
В рамках проекта мне хотелось рассмотреть разные аспекты взаимоотношений субъекта и его тела. Проект погружает зрителя как непосредственного участника в его собственный, зрителя, внутренний мир, где открывается возможность честного и интимного разговора со своим телом.
Базой для моих размышлений на тему телесности стал опыт деятелей XX–XXI веков, таких как Пина Бауш, Педро Альмодовар, Луиз Буржуа и другие. Произведения на первый взгляд не связанных друг с другом авторов переплетаются, если не в подходе к языку выражения, то в понимании телесной практики как мощного дискурсивного средства.
Стоит оговориться, что высказывание апеллирует к женскому опыту, но это происходит не в связи с желанием маркировать «мужские» и «женские» тела, а с попыткой сконцентрироваться на одном аспекте и проследить особенности восприятия своего тела женщиной как опыте, близком авторке проекта.
Отдельную благодарность хочется выразить людям, поделившимся опытом в процессе работы над проектом и помогавшим в его реализации: Юлии Шамсутдиновой, Анне Реновой, Любови Гуренковой, Анне Демочкиной, Рамилю Аляутдинову, Александре Дроздовой, Марии Роскошо, Роману Дементьеву.
Катя Подчерняева
Ваши письма — вся моя библиотека
Проект о том, как коллекция архивных писем превратилась в предмет искусства и помогла понять людям силу любви под натиском сталинизма.
Девять лет беспрерывного общения и ожидания. Ожидание конца, который, казалось бы, не наступит. Душераздирающая история Льва Мищенко и его супруги Светланы Ивановой заставляет поменять свой взгляд на современные отношения и многое понять об ужасах, происходивших в 1950-е годы в СССР.
Варя Гречухина
[или/и]
Мой проект посвящен тому, как важно иногда перечитывать классические тексты и смотреть на то, как они связаны с происходящим сейчас. Так, в тексте Мишеля Фуко «Надзирать и наказывать» одновременно считываются немного страшные параллели с периодом самоизоляции и карантином, которые можно переосмыслять через другие тексты, анализируя при этом повседневность и относительную повседневность насилия.
Мне бы очень хотелось, чтобы работа получилась немного грубая, местами, возможно, нелепая — именно так я вижу себе то, что происходит, именно в этой порой довольно беспомощной обыденности кроется для меня самый большой страх. Кажется, что бороться с ним можно разными способами, в том числе и через практики чтения и прочитывания, в которых появляются способы современной трактовки ранее написанных текстов.
Августина Шамарина
Что живое?
Сайт проекта доступен по ссылке.
Мой замысел — переосмысление влияния темы смерти на людей.
Эта идея появилась в связи с интересом к «Саду имени» — общественному мемориальному комплексу, созданному художниками во внутреннем дворе частного крематория в Нижнем Новгороде. Проект касается одной из основ человеческого существования — страха смерти.
Я размышляла, с чем у меня ассоциируется смерть. И пришла к тому, что это не просто исчезновение индивидуальной жизни человека. Это вопрос о посмертном существовании и перерождении, следовательно, о том, как можно преодолеть страх перед смертью, как сделать смерть осмысленным и, может быть, даже творческим моментом жизни.
Спасибо художникам Артему Филатову и Алексею Корси за вдохновение. И нашим преподавателям за поддержку.
Екатерина Мастюкова
(Не)знакомые
В своем проекте на примере книги Джека Керуака «В дороге» я рассматривала автостоп как способ завязать отношения с незнакомцами. С помощью коллажей и цитат из книги я попыталась передать ощущение связи, которая возникает между людьми за короткое время, проведенное вместе.
Мой проект о неизвестности и неопределенности, на которые мы соглашаемся, вступая в диалог с неизвестными нам людьми.
Аня Трофимова
место. где мы? слей слишком много
Момент выбора взаимоотношения и искусства оказался самым простым для меня. Мои глаза не бегали, а сердце бешено не стучало — «Что?». Мысленно припевая строчку «Но капитан пьяный и упрямый никуда не исчезнет, пока горит маяк», я четко знала, что центром будет группа ssshhhiiittt! , а отношения, выбранные мною, — отношения солиста группы Никиты Кислова с самим с собой.
Почему эта тема и эта группа? Честно и искренне — это самая значимая группа в моей жизни, она помогала найти выход из дебрей разочарования, дикой боли и одиночества, а все казалось таким громоздким, будто бы ты летишь с пропасти и знаешь, что внизу, и именно поэтому летишь. Но эта группа сглаживает падение, спасает, зажигает сердце, заставляет верить и полыхать огнем.
Зачем? Показать значимость чувств и мыслей, эмоций и окружающего. Ты не один, никто не один. Все возможно, справишься. Обязательно все получится.
Для кого? Для тех, кому отзовется в сердцах. Для себя, которая не понимает, осталась ли в прошлом и хочет разорвать наконец эту нить между.
Хочется выразить благодарность музыканту Ише из Одессы, звездам, Никите Кислову, маме, удивительной Эмме и не менее прекрасной Полине. Огромное вам спасибо.
Марго Митякова
Отцы, дети и современное искусство
Выбранная тема очень волнительна для меня, так как я нередко встречаюсь с негативным отношением учителей к современному искусству. Они часто называют его жестоким, агрессивным, злым, хотя на самом деле это просто отражение реальности через призму взгляда и кисти художника.
Для раскрытия этих отношений был написан и отредактирован диалог между Ольгой (учитель русского языка, представитель старшего поколения) и Денисом (молодой человек, представитель нового поколения, защитник современного искусства). Спасибо моей подруге Алене Старостиной, которая помогла мне с этим. Мной были подобраны работы известных художников — как представителей новой школы, так и старой. Озвучивали и записывали: Света Агавердиева, Рома Бардаков, Мария Васильева; и конечно, спасибо Антонине за смонтированное видео.
В ходе повествования мы видим, как относятся к современному искусству учителя и молодежь, а также как меняются отношения героев к творениям современности и не только.
Я, как и другие участники Молодежной команды «Гаража», хочу рассмотреть подробнее заданную нам тему, но с той точки зрения, с какой привыкла сталкиваться в своей жизни.
Александра Елисовицкая
Смотреть между строк. Еврейский музей в Берлине
Сайт проекта доступен по ссылке.
Первоначальный проект Даниэля Либескинда для Еврейского музея в Берлине назывался Between the lines. Моя работа начиналась с размышлений об этом здании, но потом я поняла, что многие темы и подходы к работе, заложенные здесь, до сих пор остаются актуальными для архитектора.
В своем проекте я намечаю разговор об этих «межстрочных» темах, которые проходят через работы Либескинда, как ось пустоты в Еврейском музее — вроде бы незримо, но на самом деле очень материально.
За поддержку при создании проекта мне хотелось бы поблагодарить кураторов и преподавателей «Молодежной команды»: Анастасию Чекрыжову, Полину Стружкову и Эмму Байер. За консультацию по истории музыки спасибо Максиму Ершову.