Цикл лекций «Книга художника: 12 раундов»

Дата:

Расписание

19:00–21:00

Место

Лекторий Музея «Гараж»

ОПИСАНИЕ

Цикл лекций и дискуссий специалистов в области книги художника, на котором будут рассмотрены ключевые моменты в истории жанра, различные подходы к его пониманию на примерах работ современных авторов, в том числе принимавших участие в программе Музея «Гараж» «В единственном экземпляре».

В широком представлении под книгой художника подразумевается арт-объект, определяемый автором (художником) как книга. При этой кажущейся самоочевидности книга художника представляет собой многогранный феномен, определение которого постоянно вызывает споры. У цикла нет задачи прекратить эти споры, но есть стремление сделать аргументацию общедоступной, чтобы заинтересовать новую аудиторию и сформировать ее собственный взгляд на явление.

Интерес к книге художника проявляли авторы самых разных стилистических направлений, чем продиктовано невероятное разнообразие форм. Принято связывать возникновение концепции книги художника с экспериментами модернистов, реализованными в жанре livre d’artiste начала XX века, — причудливой, несброшюрованной, как правило, поэтической книги, иллюстрированной не профессиональным гравером, а живописцем. Другим прообразом книги художника часто называют авторскую книгу Уильяма Блейка, где он одновременно выступал в качестве поэта, художника, редактора и верстальщика. Для него книга являлась не только удобным для распространения носителем, но и наиболее органичной художественной формой реализации своих визионерских идей. Пытаясь встроить книгу художника в историю искусства, одни исследователи видят в ней лишь одну из форм современного искусства, к которой обращаются художники любых течений; другие — самостоятельный вид изобразительного искусства, обладающий собственной традицией, линией преемственности и правилами.

Михаил Балан, научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, расскажет об эволюции книги художника с 1900-х до 1970-х годов, а Михаил Погарский, теоретик книги художника и основатель Музея «Книги художника», поделится своим опытом изучения, осмысления и систематизации этого феномена. Художник Леонид Тишков расскажет о развитии книги художника в России в 1990-х, в частности о деятельности своего эфемерного издательства «Даблус». Художник Андрей Оленев поделится своим опытом создания книг художника, уделив особое внимание техническим особенностям их подготовки.

Для книг художника также важен социальный аспект: они часто становятся результатом совместного творчества и образуют вокруг себя целые сообщества. В данном контексте близким явлением можно считать зины, которые, руководствуясь несколько иными художественными принципами, порой оказываются практически неотличимы от книги художника. Виталий Сидоров, старший библиотекарь и хранитель коллекции современной авторской книги библиотеки Музея «Гараж», расскажет о сущности зинов, а также об истории зин-культуры и ее становлении в России. Иван Шпак и Даниил Небольсин, основатели издательства SOYAPRESS, и Александр Верёвкин, основатель художественного издательства «Плато Тольятти», расскажут о том, как создаются малотиражные издания, и о работе с авторами из художественного сообщества.

Расписание, темы встреч и участники будут объявлены не позднее двух недель до события.

ПОСЕЩЕНИЕ

Вход свободный по предварительной регистрации.

Расписание

Дискуссия «Детская советская иллюстрация как частный случай книги художника»

На дискуссии участники обсудят основные вехи в истории развития советской детской иллюстрации, а также ее влияние на современную детскую книгу в России. 

РЕГИСТРАЦИЯ

Дата:
27 января
Время
18:30–20:00
Место
Лекторий Музея «Гараж»

Поделиться