В 1970 году невролог Макдональд Кричли назвал автопортрет жанром-самозванцем, поскольку художники часто изображают самих себя совсем не так, как они выглядят в действительности. При такой трактовке автопортрет можно назвать предтечей современных селфи —постановочных и отретушированных изображений, имеющих мало общего с обликом автора в реальной жизни.
На лекции будет рассмотрено, как создание и искажение своего образа идут рука об руку с неолиберальным восприятием субъективности, и насколько это стало заметно в эпоху постправды. До распространения селфи у художников был собственный способ взаимоотношений с проблемой самопрезентации. В начале лекции Рената Салецл проанализирует автопортреты Фрэнсиса Бэкона на предмет искажения в них образа автора, после чего расскажет, чем автопортрет отличается от селфи, как «Инстаграм» стал пространством кураторства собственной жизни. Также будет рассмотрен феномен синдрома самозванца — ощущения, которое сегодня испытывают многие люди, боясь, что будет обнаружена их фальшивость, что правда о них окажется менее привлекательной, чем казалось.