На лекции Ярослава Воловода, сокуратора выставки «Рашид Араин. Ретроспектива», речь пойдет о механизмах репрезентации художников-эмигрантов в Великобритании, их борьбе за обретение видимости, ключевых выставках и художественных проектах, созданных представителями т. н. «черного искусства» в Великобритании, в особенности художниками-выходцами из Южной Азии.
Раздел Британской Индии в 1947 году стал апофеозом длительного национально-освободительного движения в Южной Азии. Образование независимых Индии и Пакистана и моментально последовавшее кровопролитное противостояние между этими молодыми странами послужили причиной интенсификации миграционных потоков в бывшую метрополию.
Обширная миграция во второй половине ХХ века сделала южно-азиатских художников, поэтов и интеллектуалов из других частей стремительно распадающейся Британской Империи сопричастными тотальному проекту модернизма. Одним из самых заметных деятелей этого движения стал пакистанский художник, куратор и публицист Рашид Араин, пионер антиколониального движения в искусстве.
Кульминация многоплановой деятельности Араина по борьбе за справедливость — как художественными средствами, через универсальные геометрические фигуры, так и политическими, с помощью публицистики, перформансов и выставочных проектов, обличающих расизм, — пришлась на 1980-е: именно в это десятилетие в Великобритании возникла выставочная инфраструктура для художников неевропейского происхождения и произошла радикальная трансформация художественной сцены. Одним из результатов этой трансформации стало появление особого конгломерата художественных сил — «черного искусства» (black art). «Взрывная», говоря словами теоретика культуры Стюарта Холла, творческая активность художников-эмигрантов началась благодаря солидаризации членов различных диаспор. Так, одним из стратегических ответов институциональному расизму для южно-азиатских авторов в Великобритании стало бурное построение формальных и неформальных сетей и ассоциаций с карибскими и африканскими художниками.