Детство, футбол и одиночное постижение мира за пределами дома — лейтмотивы короткого метра «После уроков» и полного метра «Путешественник», ранних фильмов Киаростами, которые словно продолжают друг друга. Обе картины — взрослое кино о детях, в котором в опыте ребенка отражается необъятная протяженность мира — физическая и экзистенциальная, и всегда превосходящая человеческий опыт. В Garage Screen пройдет российская премьера отреставрированных версий фильмов.
В короткометражке «После уроков» — второй работе режиссера — школьника выгоняют из класса за разбитое окно. Его дорогу домой преграждает дворовый футбольный матч, в который он решает вмешаться. Киаростами называл этот фильм своей идеальной работой. В исключительно малой форме ему удается выйти за рамки сюжета и условного хронометража, расширив внутренний диапазон фильма. Точно так же, как маленький герой «После уроков» в одиночку выходит за границы одомашненных улиц навстречу бескрайнему незнакомому миру, Киаростами постепенно выходит в безусловное кинематографическое пространство. Фильм будто не заканчивается, а только начинается на финальных кадрах, продолжая идти уже без зрителя, становясь конгениальным физической реальности. Как говорил Киаростами, завершается лишь просмотр фильма, но не сам фильм.
«Путешественник» — полнометражный дебют Киаростами. Обаятельный трудный подросток Гассем живет в малоимущей семье в провинции на западе Ирана. Он плохо учится, не слушается родителей, постоянно притворяется больным и думает лишь о футболе. Узнав, что его любимая команда «Персеполис» будет играть в Тегеране, он решает в тайне от родителей попасть на этот матч. Но прежде нужно найти деньги на автобус до иранской столицы, в которой он никогда не был.
В «Путешественнике» Киаростами растворяет историю взросления в отчасти документальной панораме иранской жизни, выходящей за рамки сюжета. Его камера незаметно и одновременно сосредоточенно скользит по лицам и улицам Ирана, естественным образом и будто в режиме «без комментариев» высвечивая драмы и противоречия иранского общества — классовое расслоение, разрыв между центром и периферией, конфликт поколений. Путешествие Гассема — это не только побег из дома и школы, где он постоянно сталкивается с непониманием и наказаниями, в еще более суровый Тегеран, но и внутреннее движение в неизвестном направлении, в сторону от привычных конвенций. Первый опыт свободы и первая попытка проложить, протоптать собственный путь — через неизбежные травмы, отчуждение и разочарования.
Программу предваряет короткометражка «Два решения одной проблемы» — научно-популярный «воспитательный» фильм Киаростами. В этой работе важная для него тема морального выбора и альтернативного действия раскрывается на примере отношений двух школьников, один из которых случайно порвал тетрадь другого.
Фильмы демонстрируются на персидском и английском языках с русскими субтитрами.
«Два решения одной проблемы», 1975. 5 мин.
«После уроков», 1972. 15 мин.
«Путешественник», 1974. 74 мин