Репродуктивный труд и художественное производство в одной из ярчайших феминистских картин нового немецкого кино.
В лектории Музея состоится российская премьера отреставрированной версии фильма. Перед показом Саша Пучкова и Даша Трофимова обсудят прекарный труд художниц.
Живущая в Западном Берлине фотограф-фрилансерка Эдда Чимниевски должна зарабатывать как минимум три тысячи марок в месяц, чтобы обеспечивать себя и свою дочь Доротею. В какой-то момент сообщество фотографок, где состоит Эдда, получает правительственный грант в рамках поддержки художников-женщин. Но итоговые снимки — кадры Берлинской стены, проблематизирующие разделение города и страны надвое, — кажутся чиновникам неуместными и не раскрывающими «женский» вопрос. Это ставит проект под угрозу и заставляет Эдду переосмыслить свои отношения с властными институциями. Премьера полнометражного дебюта Хельке Зандер — саркастического полудокументального эссе о положении художниц в обществе — состоялась на Берлинском кинофестивале 1978 года, где фильм был удостоен награды секции «Форум».
В этой пророческой картине о тяготах прекарного труда — «без больничного и четыре года без отпуска» — Хельке Зандерс с редкой даже по сегодняшним меркам проницательностью разоблачает лицемерие и сексизм, свойственные индустрии искусств. В фильме отображена вся инфраструктура производства художественного образа — от непосредственной съемки до проявки и печати фотографий и их публикации в прессе — зачастую без указания авторства и без выплаты гонорара. Учтена даже стоимость фотобумаги — ее по-брехтовски озвучивает бесстрастная рассказчица. Используя этот прием, а также лично исполняя роль Эдды, Зандер смотрит на свой труд со стороны — и приходит к неутешительным выводам.
Любые попытки сделать более общее политическое высказывание, которое касалось бы не только «женского» вопроса, пресекаются на корню — фотографки предстают «всесторонне ограниченными личностями», помещенными для удобства в определенную нишу и не имеющими возможности покинуть ее. Гигантские баннеры, на которых они печатают снимки Берлинской стены, воспринимаются как ее реклама, а иронический жест — размещение театрального занавеса на смотровой площадке с видом на Восточный Берлин — не считывается любопытными туристами. Но это не значит, что героини перестают делать стену (настолько обыденную, что люди предпочитают ее не замечать) предметом своих фотографий. Равно как и Зандер не перестает придавать видимость их проблемам, создав один из самых остроумных и незаслуженно забытых феминистских документов своего времени.
Фильм демонстрируется на немецком языке с русскими субтитрами.
Режиссерка Хельке Зандер
ФРГ, 1978. 98 мин.