Гипнотическая повседневность в пронзительной драме взросления немецкого иранца Сохраба Шахид-Салесса — тайного классика нового немецкого кино.
Фильм представит сокуратор программы «Как дела на Западе? Отвечает «новое немецкое кино» Михаил Захаров.
Каждый день десятилетнего Михаэля и его мамы — согласованный ритуал: она приходит под утро, готовит ему бутерброд и ложится спать; он встает, собирается и уходит в школу. Иногда Михаэль бегает за покупками для незрячей фрау Байер из дома напротив, получает за это скромные деньги и откладывает их на велосипед. Мама, якобы работающая в баре, делает все возможное, чтобы скрыть от Михаэля свою истинную профессию.
Родившийся в Тегеране в семье среднего класса и получивший образование в Париже и Вене, Сохраб Шахид-Салесс (1944–1998) снял в Иране две картины — «Простое событие» (1973) и «Застывшая жизнь» (1974). Они содержали в себе черты его зрелого минималистского стиля — длинные статичные планы, фиксирующие повседневность, — который в дальнейшем окажет фундаментальное влияние на два столпа современного иранского кино — Аббаса Киаростами и Мохсена Махмальбафа. Пристальное внимание Шахид-Салесса к социальной несправедливости и бедности рабочего класса привело к конфликту с властями, в связи с чем в 1974 году он был вынужден покинуть Иран. Режиссер переехал в Германию, где прожил 18 лет и снял большую часть своих картин. Обращение Шахид-Салесса к стигматизированным группам — трудовым мигрантам («Вдали от дома», 1975) и секс-работницам («Время взросления») — напрямую обусловлено его собственным статусом политического беженца.
Первое слово во «Времени взросления» произносится на двадцатой минуте — до этого мы наблюдаем за тщательно отрепетированным уходом матери ко сну и пробуждением сына. Их действия сопровождает гипнотический стук часов, задающий центральный мотив времени. Подобное внимание к незначительной на первый взгляд повседневности, сквозь которую со временем проступают детали, вдохновлено Чеховым — именно ему посвящен фильм.
Кроме того, картина Шахид-Салесса разделяет поразительное (случайное) сходство с вышедшим годом ранее трехчасовым феминистским шедевром Шанталь Акерман «Жанна Дильман» о секс-работнице, воспитывающей сына. Помимо сюжета, фильмы объединяет камерность действия (во «Времени взросления» по сути всего три основных действующих лица) и темпоритмитка — неспешное, практически бессловесное повествование, которое прерывается драматическими стаккато. Не будет преувеличением сказать, что «Время взросления» — это «Жанна Дильман», снятая от лица сына, дополняющая и расширяющая критику капитализма. В то время как Акерман интересовали женский репродуктивный труд и секс-работа, Шахид-Салесс обращает внимание на то, как товарно-денежные отношения охватывают все структуры общества, начиная со школы. Впоследствии режиссер обратится к секс-работе куда более прямо в душераздирающем трехчасовом опусе «Утопия» (1983) о борделе в Западном Берлине.
Фильм демонстрируется на немецком языке с русскими субтитрами.
Режиссер Сохраб Шахид-Салесс
ФРГ, 1976. 111 мин.