Короткометражная работа «Решение проблемы» и полный метр «Свадебный костюм» — фильмы из условно неореалистического периода Киаростами, в которых присутствуют четкие жанровые обертоны. «Решение проблемы» — остроумная авантюрно-абсурдистская зарисовка о человеке, который находит экстравагантный выход из сложной бытовой ситуации. «Свадебный костюм» — драматическая история о трех друзьях-подростках, тайком делящих между собой чужой свадебный костюм — соблазнительный символ взрослости и статуса. В Garage Screen пройдет российская премьера отреставрированных версий фильмов.
Мужчина из «Решения проблемы» пытается автостопом добраться до своей сломанной машины, оставленной им на обочине шоссе. В руках у него — отремонтированное колесо. Но никто не желает подбросить героя, и тогда он находит оригинальный выход из сложившейся ситуации. Можно сказать, что этот необычный минималистский роуд-муви представляет собой стиль Киаростами в миниатюре. В нем есть лишь дорога, уходящая вглубь пейзажа, и человек внутри ландшафта, пересекающий его или даже прокладывающий сквозь него собственный маршрут. В частности, именно эти образы станут иконическими в кинематографе Киаростами.
Герой «Свадебного костюма» — подросток, работающий подмастерьем в ателье одежды, где среди прочего шьют мужские костюмы на заказ. В тайне от всех он дает поносить чужой новый костюм своим друзьям — после довольно насильственных уговоров одного из них и в обмен на дружеские услуги с их стороны. Но отрепетированная схема отношений между ними — и сценарий символической купли-продажи костюма — дает сбой. «Свадебный костюм» продолжает линию, начатую «Жизненным опытом» и «Путешественником» — фильмами Киаростами о детстве, дружбе и взрослении, сквозь которые проступает аутентичный портрет иранского общества. Только на этот раз режиссер добавляет в реалистическое и драматическое повествование отчетливо комическую, юмористическую ноту, иногда заходя на территорию едва ли не сатиры и саспенса. Переходящий из рук в руки костюм выступает не только символом статуса, достатка и взрослой жизни, к которым тянутся герои, но и отсылает к идее идентичности как соединению оригинала и копии, своего и чужого, различия и сходства, которая проявится в следующих фильмах Киаростами. Смело идя на риск и надевая чужую одежду, которая им всем велика, герои по-своему преображаются и одновременно теряют себя, утопая, исчезая в не своей роли, лишенной какой-либо индивидуальности.
Предваряют программу научно-просветительская работа для детей «Цвета» и образовательный фильм «Как с пользой провести досуг: профессия маляр». Первая картина — ритмичное на манер рекламы и ярко формалистское исследование цвета и палитры повседневности, напоминающее о том, что, прежде чем стать режиссером, Киаростами работал художником и дизайнером. Фильм также дает представление о потребительской культуре Ирана до Исламской революции. Во втором фильме Киаростами увлекательно и с забавными подробностями рассказывает о важности малярного и реставрационного дела, в котором огромное внимание также уделяется краскам и цвету.
Фильмы демонстрируются на персидском и азербайджанском языках с русскими субтитрами.
«Цвета», 1976. 16 мин.
«Решение проблемы», 1978. 11 мин.
«Свадебный костюм», 1976. 59 мин.