Лекция посвящена тому, каким будет человек будущего.
Философия антропоцентризма представляет человека средоточием мира и целью всех совершающихся событий. Критика такой позиции существует в двух направлениях постгуманизма. С точки зрения одного из них человек рассматривается как часть природы и не имеет радикальных онтологических различий с живым миром. Другое направление представляет технику как продолжение человека, что влечет за собой трансформацию его тела и сознания. Несмотря на непохожесть этих направлений, в целом постгуманизм основан на принятии равенства Человека, Природы и Общества как трех совместно эволюционирующих сущностей.
«Где же они — эти высочайшие? Не можем ли мы их отыскать? Как бы хорошо, если бы сильные мира сего имели к своим услугам этих необыкновенных людей. Но может быть, их и совсем нет в настоящий момент — не намолотила еще природа. Допустим, что я человек средний и потому могу познать или отличить человека, только немного выше меня стоящего. Если он чрезмерно умен, знающ, нравственно высок, полон гениальных идей, то он не только не может быть мною в надлежащей мере понят и оценен, но может быть даже принят мною за преступника или безумного. Значит, гения я отыскать не могу, а если бы и мог, то могу ли я перебрать или изучить все человечество? Для изучения одного человека нужно съесть с ним пуд соли; как же может хватить моей жизни на изучение полутора миллиарда людей! Для этого нужно минимум миллион лет, да и не хватит никакой памяти и никаких умственных способностей» (К. Э. Циолковский «Горе и гений», 1916).