Экспериментальный и изобретательский дух пронизывает творчество художников, которым посвящена заключительная лекция года из авторского цикла Ирины Кулик.
Оскар Фишингер (1900–1967) — немецкий художник и режиссер, пионер абстрактной анимации. Короткометражные фильмы Фишингера, визуализирующие музыкальные произведения, считаются прототипами современных музыкальных клипов. «Движущаяся живопись № 1» (1947) по мотивам Бранденбургского концерта № 3 Баха получила гран-при на Международном фестивале экспериментального кино в Брюсселе (1949) и входит в Национальный реестр американских фильмов. Основная деятельность Фишингера пришлась на берлинский период (1927–1936). Он создал десятки анимационно-музыкальных фильмов и сотни живописных полотен, а также вошел в историю как автор спецэффектов для «Женщины на Луне» (1929) Фрица Ланга — одного из первых научно-фантастических фильмов о космосе.
Брайан Ино (род. 1948) — британский композитор, саунд-дизайнер и художник, один из первых европейских электронных музыкантов. В разное время сотрудничал с Лори Андерсон, Дэвидом Боуи (над «Берлинской трилогией», 1976–1979), Грейс Джоунз, Дэвидом Бирном (в рамках группы Roxy Music и других проектов). В 1970-е Ино занимался эмбиент-звучанием, используя разработанный им совместно с Робертом Фриппом метод плейбека, названный фриппертроникой. В 1980-е написал ряд саундтреков к фильмам, а в 1990-е увлекся генеративной музыкой, восходящей к композиционным принципам Терри Райли и Стива Райха. Сегодня продолжает активную творческую деятельность и сотрудничает с андерграундными артистами. Звуковые инсталляции Ино выставлялись в музеях США, Центре Жоржа Помпиду в Париже, Музее Стеделейк в Амстердаме, лондонском Институте современного искусства и Русском музее в Санкт-Петербурге (Lightness. Music for the Marble Palace, 1997).