Мужчина средних лет путешествует по окрестностям Тегерана в поисках человека, который за деньги согласится похоронить его после того, как он совершит самоубийство. «Вкус вишни» — пожалуй, главный и самый известный фильм Киаростами, который принес ему мировое признание и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, впервые присужденную картине из Ирана. В Garage Screen пройдет российская премьера отреставрированной версии фильма.
Ближайшей ночью господин Бади собирается покончить с собой, но прежде он хочет удостовериться, что его безымянная могила, в которой он планирует умереть во сне, на следующее утро будет засыпана землей. На своем джипе он кружит по окрестностям Тегерана, пытаясь найти кого-нибудь, кто исполнит его последнюю волю за денежное вознаграждение. На этом пути он встречает трех незнакомцев, каждый из которых становится его пассажиром и по-своему воспринимает и трактует его экстраординарное предложение.
«Вкус вишни» — один из самых ясных и в то же время загадочных и метафизических фильмов Киаростами. Эта картина отчасти наследует Кокерской трилогии, в двух фильмах которой действие происходит после реального землетрясения, унесшего множество жизней. Но никогда прежде Киаростами так близко и открыто не подходил к отношениям жизни и смерти, воплощенных к тому же в истории о суициде, запрещенном в Иране по религиозным причинам. Однако «Вкус вишни» — не притча и не психологическая драма, отстаивающая право человека самому распоряжаться своей смертью.
Киаростами добивается такой прозрачности формы и взгляда, изображения и звука, что фильм ускользает от однозначных определений и интерпретаций. Опыт жизни и смерти, а также движения от одного к другому предстает во «Вкусе вишни» как процесс, происходящий здесь и сейчас, практически в реальном времени и в этом смысле совпадающий с опытом рождения и становления самого фильма. Единственное, что мы знаем о герое — имя, и это позволяет ему стать отражением каждого из зрителей, своеобразным экраном или сосудом для проекции субъективного опыта смотрящего. А необъяснимый, подрывающий условность финал и тот факт, что сидящие в машине господин Бади и его попутчики ни разу не появляются в кадре вместе — Киаростами снимал их по отдельности с точки зрения водителя и пассажира соответственно, — размывают границы реальности и видимости, соединяя их с воображением и внутренним опытом героя и зрителей.
«Вкус вишни»
Режиссер Аббас Киаростами
Иран, Франция, 1997. 95 мин. 16+