Ольга Тараканова «Влияние алматинской и ташкентской театральных сцен на московскую. Спекулятивная история (1991–2020)»

Российский, и в первую очередь московский, театр глубоко и в то же время противоречиво вписан в историю мирового театра. «Перформативный поворот» на североамериканской и западноевропейской сцене в 1960–1980-е, зарождение московского фестивального движения в 1990-е и публикация переводной теоретической литературы в 2010-е поставили российских практиков в ученическую позицию освоения непривычных или почти не осмысленных логик и приемов. Основным образцом для подражания стал (и остается) театр, названный «новым европейским».

В действительности программы многих фестивалей включали также спектакли и перформансы из Южной Азии, Восточной Европы, Латинской Америки, а также Центральной Азии. В отличие от «нового европейского» театра, центральноазиатские театры и художники виделись московским кураторам и критикам как неповторимые отдельно стоящие феномены, но не как сложносочиненная общность, с которой можно вступить в диалог. Это исследование представляет собой попытку занять осмысленную ученическую позицию по отношению к алматинскому и ташкентскому театру.

Одной из ключевых линий в исследовании станет архивная работа, ее цель — зафиксировать логику и способы институционального строительства, поскольку исторически исполнительские практики в регионе Средней Азии и Казахстана оказались встроены в общесоветскую институциональную сетку (название «Средняя Азия и Казахстан» было принято в советской политической и научной среде, в том числе в исследуемых документах, а название «Центральная Азия» было закреплено в 1993 году на Саммите глав Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана). Источниками для этой линии станут в первую очередь архивы Всероссийского театрального общества, метаинституции, сотрудники которой в диалоге с Министерством культуры СССР и республиканскими Управлениями по делам искусств уточняли репертуарную политику театров вне метрополии, оценивали качество спектаклей на регулярных смотрах с показами и дискуссиями, а также иногда инициировали исследования о внеинституциональных «традициях».

Кроме того, исследование предполагает серию интервью с театральными практиками, которые сейчас работают в Москве, но родились, росли и/или учились в Ташкенте или Алматы. Задача интервью, помимо сбора биографической информации, проявить эстетические основания и тематические фокусы их работы.

Наконец, третьей составляющей исследования станут поездки в Алматы и в Ташкент для изучения современных институциональных контекстов и внеинституциональных практик в обоих центрах, а также знакомства с исследователями, которых можно было бы привлечь к архивной работе, ведь московские архивы ВТО предлагают взгляд на исторический процесс только с одной стороны.

Итогом исследования станет кураторский проект, цель которого — публичная активация или же критическое переосмысление связей между московской, алматинской, ташкентской сценами. Формат и участники проекта будут определены в ходе исследования.

Поделиться