Культура, общество и политика в интерпретации художественных сообществ из Восточной Европы, воплощающих в своей практике идею синтеза всех искусств, — лекция Ирины Кулик посвящена коллективам NSK и Slavs and Tatars.
В 2016 году Музей современного искусства Любляны и «Гараж» организовали совместный проект — первую в России масштабную выставку «NSK: от „Капитала” к капиталу», посвященную арт-коллективу Neue Slowenische Kunst. Образованный в начале 1980-х NSK — одно из самых заметных явлений в современном искусстве Словении. Вначале в него входили мультимедийный проект Laibach, группа художников IRWIN, Scipion Nasice Sisters Theatre, занимавшиеся театром и перформансом, а также сектор дизайна New Collectivism. Чуть позже были созданы подразделения Department of Pure and Applied Philosophy, Retrovision, Film и Builders. Работая с самыми разными медиа — от концертов и акций до визуального искусства в более привычном смысле слова, все группы NSK так или иначе воплощали основные принципы коллектива: социальную и политическую критику, а также обращение к историческому авангарду, в частности к идеям и эстетике русских художников 1910–1920-х годов. Деятельность NSK совпала с последним десятилетием существования единого государства Югославия, отразив многие переходные явления этого смутного в истории страны периода.
Выставки, издательская программа, перформансы и публичные лекции — основные направления деятельности творческого коллектива Slavs and Tatars, предпочитающего анонимность, а собственную географию определяющего как пространство к востоку от бывшей Берлинской стены и к западу от Великой Китайской. Откликаясь на общественно-политические реалии современности, проекты Slavs and Tatars всегда ориентированы на диалог с широкой аудиторией, проходят в публичных пространствах и сочетают острую критику, юмор, иронию и популярную иконографию. Изначально задуманный как книжный клуб, с 2006 года коллектив ведет активную издательскую деятельность, подготавливая и выпуская книги на темы культурных, исторических и религиозных различий и ритуалов, формирующих сложно определяемый образ современности. Их работы и проекты были представлены в Тейт Модерн, Центре Жоржа Помпиду, Кунстхалле Цюриха, а также в рамках ведущих международных биеннале.