В ходе доклада философ Михаил Климин предложит свое представление о развитии идеи конца света в русской культуре.
В исследование вовлечен самый разный исторический материал: холерные бунты 1830–1831 годов, аптекарский порошок, тексты о церковном расколе XVII века. Затем последует диалог с художником Евгением Антуфьевым, совместно с которым философ попытается включить свои умозаключения в актуальный художественный горизонт.
В русской культуре сдвиги в развитии традиционного общества зачастую сопровождаются тревожными ожиданиями конца всего сущего. В такие моменты на свет высвобождаются новые эсхатологические сюжеты. В XVII веке в период церковного раскола люди ждали конца света от картофеля, табака и троеперстия. Во времена холерных бунтов 1830–1831 годов считалось, что зло проникает в мир благодаря аптекарскому порошку и ходит по земле в образе страшной старухи. Революция 1917 года воплотила все эсхатологические ожидания в жизнь: «антихрист» был низвергнут, а старое время — разрушено. Таким образом, с каждым новым поворотом истории создается «новое время», новая точка отсчета.
Художник Евгений Антуфьев и философ Михаил Климин начнут разговор с рассказа о том, как Ленин посылает молодого матроса на поиски самого старого часового мастера, способного запустить время нового мира. В ходе сессии будут подняты вопросы о том, способен ли распавшийся атом породить ожидания конца света, какие образы добра и зла формировала культура времен холодной войны и, наконец, откуда появились радиоактивные грибы в советском кино и что случилось в кафе «Изотоп».
Освоение энергии атомного ядра не только привело к возникновению новой отрасли энергетики и смертоносного оружия, но и породило множество новых сюжетов, которые оказали значительное влияние на культуру и искусство.