Дневник Тины Широкоступ
Вчера завершился замечательный проект «Тишина», в котором мне, не побоюсь этого слова, посчастливилось работать.
Замечателен он уже тем, что 4 месяца я провела в зеленом рукотворном садике, в общении с самыми разными, но в подавляющем большинстве приятными и интересными людьми. За это время произошло много интересного, о чем и попытаюсь рассказать. Скорее это будет даже не дневничок, а воспоминания, размышления и эмоции, вызванные нашей «Тишиной».
Роль моя в этом проекте была не совсем обычной. Я была не медиатором, не смотрителем, а человеком, целью которого было обжить, оживить своим присутствием пространство инсталляции, стать неким «Гением места». Как известно, такой прием уже использовался П. Альтхамером в других работах. Думаю, что мое пребывание в инсталляции не было лишним, т. к. приходилось неоднократно слышать от посетителей, что они увидели человека, сидящего на бревнышке, прогуливающегося, любующегося растениями и т. п., и им тоже захотелось зайти и посмотреть, что же здесь происходит.
Теперь более конкретно. Как я уже писала, в большинстве своем приходили люди с позитивным настроем, которые понимали, что такое Музей «Гараж», интересующиеся современным искусством. Особенно много было таких посетителей в дни, когда проводились медитации в пространстве «Тишины». Тем интереснее, когда приходили люди, изначально настроенные на отрицание, и иногда удавалось все-таки убедить их посмотреть на происходящее под другим углом. Были случаи, когда посетители говорили, что они прямо сейчас пойдут и посмотрят выставку в основном здании, им стало интересно. Совсем немного было случаев, когда посетители доходили до неприятных высказываний по поводу инсталляции и в мой адрес, в частности «только городская сумасшедшая может здесь сидеть»; или: «Если вы позиционируете пространство как место отдыха, то нечего бревна раскладывать, на которых сидеть невозможно, а надо лавочки поставить, чтобы удобно было» (это цитата); требовали подвести воду (сделать озеро или ручеек); разрешить жечь костер; высказывались о странных людях, лежащих среди бела дня на песке (в процессе медитации) и фотографировали их без разрешения. Один персонаж вообще высказывался против того, чтобы тратить деньги на современное искусство, «лучше бы столовую построили, как раньше тут было» . Кстати, о бревнах. Они весь проект вызывали живой интерес и пользовались большой популярностью, все хотели на них посидеть, и каждый находил удобное для себя место. А когда было жарко и на части бревна выступила смола, все ее радостно нюхали и восхищались.
В целом, конечно, посетители очень заинтересованно отнеслись к растениям в инсталляции, увидели «красоту обыденного», как красивы самые простые травы, деревья и цветы, которые мы видим вокруг себя и часто не замечаем. Необычные дубы часто служили поводом, чтобы завязать разговор с людьми, также прилетающие в большом количестве птицы и белка, иногда радующая всех своим присутствием.
Еще одним «крючочком» для посетителей стало появление скульптуры в пространстве. Реакции были самые разные, от резко положительных до резко отрицательных, некоторые просто уходили быстрым шагом со словами «пошли отсюда скорее, нечего тут делать». Ассоциации чаще всего были такие: человек обгорел, эта работа «про неосторожное обращение с огнем», «это что-то из пособий по анатомии», «человек, облитый нечистотами», это современная Баба-яга, «это про то, что жизнь сделала с человеком», это образ, как человек «прорастает» из земли, его внутренности — корни, что лицом скульптура похожа на знаменитый бюст Вольтера. Большой интерес работа вызывала у подростков.
Были интересные встречи с людьми — бывшими соотечественниками, которые давно не были в Москве и в России. С ними завязывались долгие беседы, и, как правило, им все нравилось, они были приятно удивлены увиденным не только в «Гараже», в парке, но и в Москве в целом.
В итоге, хочу поделиться впечатлением, что в подавляющем большинстве случаев посетители уходили из инсталляции в значительно лучшем настроении, чем приходили, говорили, что отдохнули, зарядились энергией и красотой, выражали желание вернуться, а многие действительно возвращались, и не раз. Некоторые приходили отдохнуть в свой обеденный перерыв, посидеть на бревнышке на солнышке и прийти в себя. Были люди, неоднократно посещавшие медитации, мы их уже узнавали в лицо.
Практически в любую погоду в инсталляцию приходили люди: и я замечала, и посетители говорили, что с погодой меняется и восприятие, но, независимо от погоды, находиться в пространстве приятно. Посетители замечали сами, и я им показывала, как меняются деревья и цветы, одни отцветают, другие, наоборот, набирают силу и красоту.
О том, что проект оказался востребованным, говорит и тот факт, что практически все посетители говорили о том, как было бы хорошо, если бы инсталляция осталась, чтобы ее не разбирали, как они были приятно удивлены, обнаружив в центре Москвы такой чудесный островок природы.
Мое мнение, что проект получился теплым и человечным, мои впечатления самые позитивные.