30.03. Утро. Койнова Женя
Тема медиации «Квартирные выставки в СССР VS чем заняться в квартире во время самоизоляции»

1 медиация. 4 человека, два активных, только один включил видео. Так как было два активных, медиация сложилась. На выставке никто не был, поэтому приходится быть медиатором+экспликацией. Я попробовала втянуть в беседу тех, кто не участвовал вообще, но они отвечали очень односложно, поэтому я отстала от них. Те, кто принимал участие в медиации, остались очень довольны.

2 медиация. 1 человек!!! И это оказалась девушка из Смольного с программы «Кураторские исследования». Так что мы просто классно пообщались полтора часа, ей была интересна архитектура+концепция, так что мы отошли от заданной темы.

Вообще мне понравилось) Нужно какое-то время, чтобы перестроиться, адаптироваться к формату, что не все были на выставке, что надо все показывать, но к этому привыкаешь.


30.03. Вечер. Архипенко Дарья
Тема медиации «Поездки за город группы «Коллективные действия» VS выход на улицу во время самоизоляции»

Обе сессии прошли хорошо. 

На первой было 3, на второй 4 человека. 

Они как-то удачно совпали друг с другом: на первой все были связаны с искусством — работник музея стрит-арта в Питере, студентка истории искусств РГГУ, студентка майнора «Гаража». На второй: во-первых, трое примерно 1970 года рождения, но главное — все фанаты «Гаража», каждый сказал, как обожает «Гараж», даже смешно было)) Одна женщина сказала, что училась на программе Великанова, другая — что с «Гаражом» с момента его создания, третий восхищался лекциями Обуховой — в общем, красота. 

С четырьмя (при условии, что они активны, а у меня были именно такими) труднее было, три — самое то. 

Одна девушка на первом созвоне знала про «Книгу перемен» и гексограммы и за меня все рассказала, было отлично и интересно! Ну а на втором все знали про игру в «секретики», потому что нужного возраста были, делились своими теплыми воспоминаниями. 

Первая была более ламповая, вторая — больше по выставке. Взрослые люди меньше воодушевлены самоизоляцией и ищут лайфхаки как ее избежать — медленно гулять с авоськой, например, типа в магазин, но нет))) Молодые — переносят активности в дом, даже дни рождения в зуме устраивают. 

И ту, и другую уложила ровно в час.

В общем, все круто было))


01.04. Утро. Архипенко Дарья
Тема медиации «Инсталляция «Преодоление табу»: коммуникация и связь VS коммуникация во время самоизоляции: Zoom, Google hangouts и чаты в Telegram»

Мне очень нравятся онлайн-медиации. 

Первая медиация, на которой было 4 девушки, для меня оказалась продуктивной с точки зрения нахождения новых параллелей: участницы сессии говорили, что фото Риммы Герловиной 76 года посреди ее кубиков напоминает комнату Малевича, а крест из кубиков слева — сам «Черный квадрат», который им был помещен в угол (отсылка к красному углу). Также при обсуждении «Преодоления табу» участницы сессии вспомнили акции группы «Война» и работу Марины Абрамович «Посмотри на меня». Кстати, одна из девушек работает куратором в Греции и поделилась онлайн-галереей, которую она со своими коллегами сделала во время самоизоляции: www.ozone.gallery.

На второй сессии мы встретились с теми, с кем уже были знакомы с предыдущей сессии. Всего было 3 участницы. Что удивительно, обсуждение общего контекста от того, что половина не первый раз, не только не пострадало, но даже оказалось более продуктивным, глубоким, и тем, кто второй раз, было все еще интересно. Мы находили точки, которые им неизвестны и которые они хотят открыть. Интересно, что участницы второй сессии были разных поколений: 85 год — конец исторического периода, охватываемого нашей выставкой, для одной девушки — год рождения, для второй — год окончания школы, для третьей — университета. Меня очень порадовало еще и то, что выключенная камера или даже просто наличие между нами барьера в виде экрана компьютера раскрепощает гостей нашего Музея и они спокойнее говорят на табуированные темы секса, проявления агрессии и проч., а также охотнее делятся личным опытом. Это делает медиацию настолько более яркой и глубокой, что выключенные камеры меня больше не расстраивают) Участницы этой медиации очень трогательно меня поблагодарили в конце: «Вы наш проводник. Вы помогаете нам раскопать секреты нашего прошлого». Это к слову о том, что некоторые гости Музея все-таки понимают сущность медиатора как посредника между ними и искусством. 


01.04. Вечер. Яськов Игорь
Тема медиации «Инсталляция «Комната гениев»: инфлюенсеры в СССР VS инфлюенсеры сегодня. Кого мы слушаем и кому больше доверяем?»

Я закончил вторую сессию, даже немного выпав за полтора часа. Первая была ровно полтора. 

В первом случае у меня было двое собеседников, потом четыре.

Первая сессия. Психолог из СПБГУ и бывшая сотрудница «Гаража». Никто не был на «Секретиках», отлично ориентировались в современном искусстве, но про контекст «Секретиков» скорее слушали с интересом. Во второй половине пошел оживленный разговор про критику вообще и тиражные авторитеты, психолог оказалась тем еще театралом, хвалила Вилисова и ругала Троицкого и Долина за их флюгерскую позицию по поводу группы Shortparis. Оказалось, что на фестивале «Форма» на их выступлении в запертом душном ангаре мы были вместе и с ней, и с Долиным. Забавно, что они знали каких-то молодых художников из Калининграда и кураторов «Гаража» по именам, но, например, не слышали о лианозовцах. В целом, они были на одной волне, было интересно узнать новые имена от них, им тоже понравилось.

Вторая сессия. Вообще восторг. 4 собеседника, тройная симметрия. 2 представителя поколения X, 2 миллениала, 2 мужчины и 2 девушки, 2 человека из сферы искусства и 2 интересующихся. Все уже были у Даши на сеансах, старые друзья. Было очень бодро, потому что все время можно было задавать вопросы исходя из ракурса, и они с удовольствием отвечали. Особенно Владимир. Я им открыл фото с концептуалистами после «Комнаты гениев» и спросил, есть ли там инфлюенсеры для них. Было очень неожиданно, когда при наличии Пригова, Кабакова и Сорокина, Владимир, самый взрослый, назвал безусловным инфлюенсером стоящего в уголке совсем юного Носика. Антоний, 22 года, назвал Сорокина. На «Секретиках» очно была только одна Полина, но «Комнату гениев» ей это разгадать не помогло.

В конце обоих сеансов я советовал дополнительные материалы и показывал свои бумажные книжки, всем очень интересно, просят скинуть на почту ссылочки. Примечательно, что второй группе было очень интересно слушать то, что говорила первая.

По итогу, онлайн-формат при таком уровне вовлеченности очень комфортный. Мне понравилось, что можно не просто заранее сохранять файлы, но врубать демонстрацию экрана и прямо на их глазах серфить, показывая, что вдруг всплыло, типа Дугина с Лимоновым.


3.04. Пятница. Утро. Шамонов Федя
Тема медиации «Акция Юрия Альберта «Помощь по хозяйству» VS что делать в квартире во время самоизоляции»

Сегодня были первые мои онлайн-медиации. Формат был для меня совершенно новым, поэтому я до конца не знал, как построить сессии. Решил положиться на свободное развитие разговора. Я заранее собрал материал для демонстрации, зафиксировав некоторые отправные точки для разговора.

В первой медиации участвовало две женщины. Одна из них была на «Секретиках» уже два раза. Сказала, что ей очень понравилось, что выставка крайне насыщенная и сложная для просмотра за один раз. Другая была художницей по костюмам. Посещала «Гараж», но на «Секретиках» побывать не успела. Они обе были очень хорошо вовлечены в разговор. Все шло как-то естественно и ненавязчиво. Участницы охотно отвечали, делились своими интерпретациями и задавали вопросы. Еще одна женщина присоединилась спустя час после медиации, сказав, что не могла подключиться, потому что обновлялся зум. К сожалению, в этот момент медиация уже подходила к концу. Сессия заняла чуть больше часа. Как мне кажется, все остались довольны. Сказали, что обязательно будут записываться на медиации по мере их появления.

Вторая сессия была, возможно, более насыщенная. Было три участницы, которые очень активно участвовали в обсуждении. Среди них была Лиза Савина. Она очень раскрыто и подробно отвечала на вопросы, которые я задавал по мере работы. Мы плавно переходили от темы к теме, о которых я даже не задумывался. На мой взгляд, это была чудесная коллективная всесторонняя работа, из которой каждый смог вынести для себя нечто важное. 


03.04. Пятница, вечер. Женя Койнова
Тема медиации «Шаманизм в СССР VS какими «традиционными» средствами мы защищаем себя во время пандемии»

У меня было две медиации на заданную тему. Первая, честно сказать, далась мне непросто. Во-первых, я изначально нервничала, так как я никогда ранее не медиировала в зоне шаманизма на выставке, посетители никогда не спрашивали меня об этой части экспозиционного пространства (поэтому я и решила выбрать ее для медиации). Во-вторых, на медиации было 8 человек, которые все прибывали и прибывали))) Опять же, раньше я никогда не медиировала у такого количества человек. Осознание того, что как минимум двое участников мне знакомы и, скорее всего, это сотрудники «Гаража», тоже заставило меня поднапрячься, ибо не хочется ударить в грязь лицом перед своими, особенно когда вокруг тебя шаманизм) Медиация в целом прошла хорошо, более-менее гладко, но активной дискуссии все-таки не получилось. Виной тому и сама тема, и большое количество участников (которые были на самом деле очень приятными людьми), и, возможно, мое напряжение. Тем не менее, все участники сказали, что им очень понравился формат, моя подруга, которая тоже участвовала в медиации, в личной беседе сказала, что ей было интересно. Среди участников были кураторка, сотрудник Эрмитажа, художник по костюмам, студент программы «Кураторские исследования» Смольного, биолог СПбГУ, бывшие сотрудники «Гаража» (один человек сейчас работает в посольстве Великобритании).

Вторая медиация прошла легче. Во-первых, все участники (4 человека, один потом отключился, так как не мог решить проблему со звуком) включили камеру. Я наконец-то общалась и видела лица всех посетителей. После нескольких медиаций с иконками, ощущения — кайф) Все участники были примерно моего возраста, на позитиве и открыты к дискуссии, к тому же одна девушка оказалась достаточно подкована и сама провоцировала активную дискуссию своими вопросами и рассуждениями. Мы проговорили в итоге чуть больше, чем полтора часа. Участники иногда перебивали друг друга, получилась настоящая дискуссия. Мы говорили о чертах советского андерграунда, его связи с западными художественными практиками того же периода, о праве на свободу интерпретации и пр. 

Тема шаманизма для медиации оказалась для меня неплохим вызовом/ челленджем, я рада, что выбрала эту тему, стала хорошо ориентироваться в этой части экспозиции и ближе познакомилась с шаманизмом, почитала книжки, которые мне посоветовали сотрудники Кунсткамеры.


04.04. Суббота, утро. Анастасия Шестак
Тема медиации «Научная фантастика. Журнал «Знание — сила» VS какие модели поведения во время «апокалипсиса» мы копируем из научной фантастики, фильмов, книг»

Привет, дневник! В эту субботу прошла моя первая онлайн-медиация! Я давно не медиировала и очень соскучилась по этому формату. Волновалась, но в итоге все прошло очень хорошо. 

Первая утренняя медиация длилась примерно 1 час 20 мин. На ней было три человека, из них двое с включенными камерами, что сразу делает атмосферу более доверительной. Одна из участниц оказалась художницей по костюмам, а другой гость — видеооператором. У третьей девушки была выключена камера и звук, мы переписывались с ней в общем чате.

Мы рассматривали новаторские обложки журнала «Знание — сила» 60-х годов, которые оформляли Юрий Соболев и Юло Соостер. В процессе подготовки к такому формату я думала о разных возможных интерпретациях этих изображений. Однако в процессе медиации на многие обложки журнала я посмотрела совсем другими глазами, так много нового и неожиданного подмечали в них участники!

Вторая медиация длилась 1 час 25 мин.

Здесь было 4 человека, все включили камеры. Благодаря количеству удалось создать активную дискуссию между участниками, были и архитектор, и инженер, и они смотрели совсем на другие аспекты, нежели участники в первой медиации. Мы вдумчиво и конструктивно поговорили и посмеялись.

Я даже удивилась, насколько комфортной средой для нас оказалась медиация онлайн.


04.04. Суббота, вечер. Алиса Савина
Тема медиации «Мастерские неофициальных художников VS как квартира стала нашим офисом»

Мастерские неофициальных художников VS как квартира стала нашим офисом Сегодня состоялась моя первая смена в формате онлайн-медиации, по-моему, она прошла успешно. Было две сессии, обе вышли примерно 1:20–1:25. На первой сессии сначала минут пять никто не подключался, подумала, что сделала что-то не так, но затем присоединились две девушки, которые уже успели поучаствовать в онлайн-медиациях у моих коллег и остались очень ими довольны, было волнительно, так как накладывается определенная ответственность — провести медиацию так, чтобы понравилось не меньше, а может, даже и больше, чем в предыдущие разы. Позже присоединилась еще одна девушка, которая не участвовала до этого в медиациях и на выставке тоже не была. Одна из участниц была художницей по костюмам, насколько я помню, не из Москвы, другая — студентка с направления, скорее всего, тесно связанного с изучением искусства, из Москвы, даже успела посетить «Секретики». Все участницы были довольно активны, вначале одна даже была с включенным видео, но потом, видимо, смутившись, что остальные видео не включают, тоже его выключила, но не перестала быть активной. Честно, немного сбивает, когда не видишь лица собеседников, но к концу первой сессии я научилась по голосу различать, понимает ли участник мой вопрос, хочет ли на него отвечать и т. д. В начале мы немного поговорили об экспозиции, вышли на квартирные выставки, так как некоторые из участниц были «в теме», то сами часто рассказывали о том, что узнали о выставке с предыдущих медиаций. После лианозовской школы я попыталась выйти на тему обустройства квартиры под офис в условиях самоизоляции, но так как никто особо не работал на дому, то поговорить на эту тему получилось недолго, зато обсудили общие темы, затрагивающие ситуацию с вирусом, сравнивали нашу самоизоляцию с изоляцией, в которой оказывались лианозовцы, а потом как-то странно вернулись к обсуждению архитектуры выставки, попытались предположить, чем пахнет выставка, но мои участницы зашли в тупик. В связи с квартирными выставками поговорили о сквотах, к своему большому удивлению, я узнала о том, что сейчас активно существуют сквоты и в Москве, и в Питере, даже некоторые названия взяла на заметку. Было очень приятно услышать от одной из собеседниц замечание, что онлайн-медиации, возможно, даже лучше, чем обычные медиации (на обычных она не была), объяснив тем, что ей нравится формат, когда целый час обсуждают одно произведение и полностью погружаются в контекст. После этого мы подробно обсудили работу Ахунова и немного поговорили о Герловиных. В конце сессии я спросила, о чем бы они еще хотели узнать в будущих медиациях, и мои собеседницы высказали желание обратиться к видео с допросами подростков. Закончили на том, что пообещали друг другу быть продуктивными и не прокрастинировать в заданных условиях.

Вторая сессия прошла намного легче. Было два участника, оба уже успели поучаствовать в других медиациях. По сравнению с предыдущей группой были более расположены к общению, оба были с включенными камерами. Одна из них была сотрудницей ММОМА, а другой участник — видеографом, урбанистом, активно увлекающимся спортом и защитой окружающей среды. Разговор проходил в очень неформальном ключе, затронули очень многие темы и подробно разобрали лианозовскую школу, архитектуру выставки, перешли к разбору технической составляющей работ Герловиных и вышли на интересные вопросы о том, откуда Герловины брали материалы для кубиков. Ответа не нашли, но были высказаны очень необычные предположения, о которых я раньше не задумывалась. Девушка была знакома с работами Тимура Новикова, поговорили о термине всячество, кое-что новое почерпнула для себя. После перешли на обсуждение рабочего места — оно не сильно изменилось для обоих. Девушка рассказала о том, что делает перерывы, в том числе от новостей про коронавирус. Тема, которая не может быть упущена в нашей ситуации, развернулась в интересном ключе, когда молодой человек начал рассказывать о том, как с этой эпидемией обходятся в Белоруси, мы вышли на обсуждение глобальных проблем, при этом часто обращаясь к ситуации 60–80-х, подняли вопрос непростого положения художников, работы которых некому сейчас покупать, цифровизацию музеев и т.д. Также во время обсуждения пришли к выводу, что сейчас существует в какой-то степени атмосфера недоверия и подозрительности (в нашем случае к потенциально больному знакомому), которая существовала в 60-80-е, но в связи с КГБ. Расстались на том, что решили, что не будем отчаиваться, а будем становиться эффективнее в условиях самоизоляции. На мой взгляд, первые медиации в формате онлайн прошли хорошо, но, конечно, не хватает физического присутствия — проще вести разговор, когда есть визуальный контакт, и не достает атмосферы музея и выставки. Интересный опыт. 


06.04.2020 Утро. Архипенко Дарья
Тема медиации «Повседневность в работах советских неофициальных художников VS повседневность и ритуальность во время самоизоляции»

Первая сессия была моим первым опытом с полной «комплектацией» участников — пришли все 6 человек. Интересно, что все были максимально тесно связаны с музейными институциями, в частности, с ММОМА, V-A-C и другими частными организациями в сфере искусства. Это задало сессии определенный профессиональный уровень, с одной стороны, что сначала показалось мне вызовом, но с другой стороны, освободило нас от необходимости очень четкого обсуждения контекста и дало больше времени на обсуждения актуальной повседневности и ее связках и параллелях с повседневностью советского человека периода 66–85 гг. Мне было интересно узнать, что одна из участниц организовывала для детей опыт знакомства с игрой в «секретики»: в старое советское корыто была насыпана земля, детям предлагалось закопать фантики/бумажки и даже оставить кому-нибудь записку. Такой микс игры и капсулы времени. Также я очень благодарна тем участникам, которые преодолевают свой дискомфорт нахождения перед камерой и позволяют мне устанавливать с ними визуальный контакт — так гораздо проще работать и держать ситуацию под контролем, не тратить внимание на переживания о том, все ли нормально у людей, которых я не вижу, со звуком, техникой и так далее. Мне нравится, что участники вступают между собой в дискуссии и действуют независимо от меня, оставаясь при этом в рамках темы — это очень интересно и позволяет сделать паузу, проверить, что я уже успела сказать, а о чем забыла, плюс ко всему именно в таких интеллигентных спорах часто открываются новые неожиданные ракурсы. 

Вторая сессия была более камерная, так как из трех участниц две были активными, а третья была с нами в роли слушателя. Мне очень понравилось, как разные поколения интересовались идеями друг друга, при этом не было никакого generation gap, все очень живо, глубоко и непринужденно. Мне понравилась метафора участницы про повседневность как дом, зону личного. Еще мы говорили о том, что изоляция позволяет родиться искреннему желанию чем-то заниматься и превращает повседневность-рутину в повседневность-приятные-ритуалы. 

Участники обеих сессий познакомили меня с флешмобом на FB под названием ИЗО Изоляция, где пользователи соцсети копируют, цитируют, интерпретируют работы знаменитых художников. Флешмоб стремительно набирает обороты и превращается в конкурсы с призами. В качестве примера привели конкурс Василия Ложкина на лучшую интерпретацию его картин. Также участники обеих сессий живо интересовались судьбой дневника Свена Гундлаха (Акция «Раскопки»), я обещала направить их запрос своим коллегам. Еще мне очень нравится, как людям отзывается идея «раскопок»: даже участница-ровесница периода, охваченного нашей выставкой, говорит о том, что для нее ее прошлое — «секретик», и она его с удовольствием заново открывает. 


06.04.2020 Вечер. Яськов Игорь
Тема медиации «Поэзия повседневности в работах Д. А. Пригова VS поэзия повседневности во время самоизоляции»

Присутствовало два человека: наш старый знакомый Антоний из Минска и Владимир из экскурсионного отдела Музея Москвы. Он был впервые, на «Секретиках» очно также не побывал, хотя ходит в «Гараж» периодически, в последний раз был на «Арт-экспериментах», там ему понравилось. Ни Владимир, ни Антоний предметно Приговым прежде не интересовались, но у них было представление о нем как об известном и востребованном художнике. Интересно, что один знал его как поэта, а другой — как художника. Я не стал рассказывать с самого начала про выставку, предложив сделать это Антонию, который уже неоднократно слушал про концепцию и историю «Секретиков». Он и рассказал период и принцип, по которому группировались экспонаты. Я добросил пару параллелей про копание и андерграунд и архивность и заявил тему инвентаризации мира у Пригова. Мы стали говорить об окружении предметном, у кого сейчас что составляет микрокосм квартиры, увеличился ли интерес к интерьеру, каким-то конкретным вещам. Перешли к стихам, после каждого небольшого фрагмента обсуждали, на что это наводит нас в контексте самоизоляции. Зашел разговор о рутине типа уборки, как она структурирует жизнь и задает темпоральность в отсутствие других ориентиров. На самом деле, выяснилось, что у всех помимо домашних самостоятельно распланированных дел есть еще удаленная работа, поэтому мироздание в эти дни все же зиждется не только на мытье посуды и походе в магазин. Поговорили о том, насколько дом был важен до этого, было ли это место просто для сна после активного дня или место силы. Владимир пожаловался на плохой выбор доступных кафе на Остоженке, из-за чего он, бывает, по 3 часа себе готовит на работу покушать, а хотел бы рисовать. Сейчас он рад, что успевает и то, и другое. Мы обсудили, что, возможно, маленьких доступных кафе станет мало из-за кризиса. Пошли гастрономические привычки и примеры кулинарных экспериментов друзей как пример индивидуального творчества. Стихи Пригова про курицу, которую потратила страна на героя — обсуждение ответственности государства и личной ответственности за происходящее в жизни гражданина, советские и современные установки. Антоний выключился почти до конца сеанса спустя 30 минут, дальше мы беседовали вдвоем с Владимиром. 

Мы обсудили проблемы приспособления культурных институций к онлайн-формату, оказалось, что мы особо ничего интересного вспомнить не можем, я рассказал про трэш-хоррор в тик-токе «Гаража». Владимир — про онлайн-экскурсии в гугл-картах. Затем Антоний подключился вновь и также успел продекламировать и прокомментировать стихи. Медиация продолжалась 1 час 20 минут.

2 сеанс

Сначала подключилось 2 участников: Яна, молодой специалист, которая раньше работала в «Гараже» медиатором, и Лев, который не связан с арт-сферой, но живо интересуется. Камеру он решил не включать. Про Пригова оба знали в целом, в контексте ориентировались, Лев был на «Секретиках», признал, что выставка была не очень понятной, хотя он и присоединился к сборной экскурсии. Мы успели познакомиться и посмотреть общие планы выставки. К нам присоединилась наша Марина. Нас стало четверо, мы читали стихи и комментировали, по моей задумке стихи должны были наводить на узнаваемые сюжеты вроде «трагизм похода в магазин» или «экзистенциальность встречи с сотрудниками правопорядка».