13.04. Утро. Койнова Женя
Тема медиации «Книга перемен» VS время перемен: как мы справляемся с пандемией

Книга перемен — очень непростая тема для медиации. Я решила предложить участникам познакомиться с самой книгой, ее структурой, личностью Щуцкого, затем перейти к акции КД «Ворот» и познакомиться с «Книгой перемен» Ахунова.

1 медиация. Пришли все 6 человек, почти все включили камеру. Это были взрослые люди из разных сфер: современный художник, молекулярный биолог, специалистка по техобеспечению театров и другие. Мы достаточно хорошо познакомились со всеми проявлениями «Книги перемен» на выставке. Сложным для меня оказалось то, что нужно было модерировать дискуссию для участников с совершенно разными бэкграундами. Условно: художник рассказывает про соц-арт и «визуальную поэзию» КД, молекулярный биолог говорит, что акция КД его не заинтриговала, а Ленин Ахунова похож на знак бренда KFC, специалистка по техобеспечению театров вспоминает свою молодость. Конечно, все было более гармонично, но тем не менее) Медиация была в меру активной и длилась около часа.

2 медиация. Невероятно позитивная медиация, после нее я еще где-то полчаса ходила с улыбкой на лице) Подобралась прекрасная компания: моя знакомая — экскурсовод в «Гараже», еще одна моя знакомая — биолог, господин Н. — неоднократный участник медиаций, о котором я была наслышана от коллег, так что он мне был уже как родной, и очень открытый молодой человек, который был на медиации впервые. Все включили видео. Мы активно обсуждали книгу и произведения, все высказывали свои мысли, моя коллега из «Гаража» дополняла медиацию различными инсайтами и фактами о выставке и произведениях на ней, муж моей знакомой биологини на фоне бормотал свои комментарии, и вообще все были очень активны. Когда мы обсудили все, что было запланировано, то пожелали продолжить общение, так что мы проговорили в целом где-то 1:20. Некоторые участники уже записаны на тему «Эксцентрика в СССР», которую тоже веду я).


17.04. Утро. Койнова Женя
Тема медиации «Эксцентрика в СССР VS сохранение рассудка в самоизоляции»

Ранее медиаторам предложили самим придумать темы для медиаций, и я решила поговорить об эксцентричном Гринбергсе. Мне было очень интересно готовиться к этой теме и обсуждать с коллегами, как они видят развитие разговора об эксцентрике. 

1 медиация. 3 участника, при этом один из них — моя коллега, которая хотела протестировать медиацию в качестве участника, а также поговорить об эксцентрике, так как ее заинтересовала тема. Второй участник — девушка, которая уже была на медиации по «Секретикам», как раз у моей коллеги) Третий участник — девушка из Екатеринбурга, связанная с Уральской биеннале, тоже работающая медиатором. Так что атмосфера сложилась достаточно камерная и комфортная. Мне кажется, что это можно назвать даже парной медиацией в каком-то смысле, так как моя коллега рассказывала очень много полезных для хода медиации вещей. К сожалению, из-за технических неполадок, которые мы решали около 15 минут, структура медиации слегка поехала, о некоторых вещах мы могли бы поговорить более подробно. Тем более персонаж подобрался неординарный и даже неоднозначный, как выяснилось в ходе медиации, так как все по-разному отнеслись к искусству Андриса Гринбергса. 

2 медиация. 5 участников. Трое из них — мои знакомые: моя сестра, биолог, наша подруга, биолог, моя коллега, медиатор. А также девушка, занимающаяся фотографией и режиссерской практикой. Самым интересным оказалось  вот что: обсуждая фильм «Автопортрет» Гринбергса, мы плотно уперлись в тему феминизма, зашли на его территорию и остались там) В 70-е фильм Гринбергса — экспериментальный, противостоящий советскому официозу и провозглашающий образ жизни хиппи, говорящий о свободе выбора и свободе в любви; сегодня же сложно абстрагироваться от подчиненного положения женского персонажа Инты и доминирующей роли Андриса. Дискуссия у нас сложилась очень активная, каждый участник высказывался по каждому вопросу, который возникал во время медиации.

В итоге обе медиации продлились полтора часа и более.


18.04. Суббота, утро. Шамонов Федя
Тема медиации «Акция группы «Мухомор» «Чистая перемена» VS общение с соседями в условиях самоизоляции»

Сегодняшние медиации были посвящены «мухоморам». Официально тема звучала как «Акционизм арт-группы “Мухомор” vs Нарушение правил карантина»
Мне безумно нравятся «мухоморы».
Я сделал крутой ресерч, но снова переборщил с материалом, о котором хотел рассказать. В презентации сначала было слишком много работ, о которых я хотел поговорить, поэтому мы еле успевали затронуть все.
Первая медиация была отличная. Было 5 участников (двое подключились через один аккаунт). Мы постепенно обсуждали работы «мухоморов» от первой «Охоты индейца на орла» до «Золотого диска». Я постарался вывести разговор на акционизм и расширение границ искусства «мухоморами». Думаю, этим они интересны в первую очередь. Все участники были с самого начала вовлечены и заинтересованы. Мы поговорили о современной обстановке, о карантине и быте в нем. Супер.
Медиация была долгая, где-то 1:20.

Вторая медиация была даже не совсем медиацией. Подключилась Женя (тоже медиатор), позже присоединилась еще одна участница, которая никак не проявляла себя всю медиацию. Ни камеры, ни звука. Посреди медиации подключилась еще одна девушка, которая изредка писала в чат, но с довольно серьезной задержкой, поэтому медиации как таковой не удалось. Через 20 минут она удалилась.
В итоге мы очень мило поболтали с Женей, обсудили «мухоморов» и их положение в искусстве вообще. Вышел такой неофициальный рабочий созвон.


18.04 Суббота, вечер. Алиса Савина
Тема медиации «Научная фантастика. Журнал «Знание — сила» vs какие модели поведения во время «апокалипсиса» мы копируем из научной фантастики, фильмов, книг»

Мне кажется, что с каждой новой медиацией я становлюсь все более уверенной в себе и своих способностях к медиации. Сегодня был один из моих самых лучших онлайн-медиаторских дней! Во-первых, была тема, к которой я давно рвалась, и вот выпала возможность и поговорить про научную фантастику, и для себя поподробнее изучить историю журнала «Знание — сила». Первой медиацией была моя первая индивидуальная медиация в формате онлайн с участницей, с которой мы уже встречались на других моих онлайн-медиациях, это очень приятно, когда видишь, как на одних только онлайн-медиациях человек уже начинает разбираться в контексте выставки, которую никогда не видел вживую, многие моменты, например модульную сетку, она вспомнила с моей медиации «Спорт и йога в СССР». К сожалению, в этот раз у нее не было возможности включить камеру, но я узнала ее по голосу и потом уточнила про город, в котором она живет, и все встало на свои места. На этой медиации я очень довольна и структурой нашего диалога, и выводом, к которому мы пришли. Мне кажется, что заранее подготовленная структура медиации — то, чем онлайн-формат кардинально отличается от офлайн, где разговор мог улететь в неизвестном направлении. 

Вторая сессия была более многолюдной, нас было пятеро. Любопытно, что в «команде» оказалось целых два биолога, одна из которых проживает в Чикаго и в конце нашего разговора мы получили очень подробную сводку новостей об эпидемии в США. Интересно, что собрались участницы из разных городов — вот еще один плюс онлайн-медиаций: те, кто не имел возможности дойти до выставки до карантина, получили ее сейчас, и, как ни странно, больше попадается участников, которые не были на «Секретиках», зато были на всех онлайн-медиациях. Разговор шел очень живо, подробно останавливались на каждой обложке, все участницы активно высказывали свое мнение, иногда даже немного перебивая друг друга. Уже не первый раз замечаю, что вторая медиация (будь то утренняя «смена» или вечерняя) всегда проходит более неформально, но, возможно, только у меня. Был задан интересный вопрос: «Связано ли название журнала с известной фразой Фрэнсиса Бэкона: “Знание — сила”», ответ на этот вопрос я пока не нашла, но это весьма вероятно.