Утро 11 мая, Федор Шамонов
Тема медиации «Д. А. Пригов. скульптура «Антропологический этюд» VS атрибуты и вещи человека в самоизоляции»

Была только одна сессия медиации, но очень удачная. Включая меня, в конференции участвовало пять человек. Лишь один человек не был знаком с форматом медиации, но был из музея в СПб, поэтому очень открыто вступил в диалог. 

Мне очень нравится говорить про Пригова, особенно про «Этюд». Мы очень медленно и последовательно проанализировали скульптуру, перешли к его «Яме», затем к рисункам, а позже погадали на его стихах. Все было очень органично и интересно. Все интенсивно делились своими соображениями и интерпретациями, а в конце мы очень хорошо обсудили сам формат медиации. Кто-то именно во время самоизоляции открыл для себя медиации, поэтому, мне кажется, с самого начала идея медиации в онлайне оказалась очень удачной.

Само творчество Пригова будто бы создано для таких бесед. Получается очень плавно переходить от одного к другому и рифмовать его работы. Кайф.

Вечер 11 мая, Алиса Савина
Тема медиации «Дизайн Владимира Теплышева (Дзен-баптиста) в СССР vs модный бизнес во время пандемии коронавируса»

Сегодня была моя первая медиация по теме «Дизайн Владимира Теплышева (Дзен-Баптиста) vs модный бизнес во время пандемии коронавируса», мне кажется, что прошло неплохо. Было три участницы с разным опытом и разными ожиданиями. Была участница, с которой мы уже встречались два раза. Меня немного обескуражило, что она и еще одна, позже присоединившаяся участница, были на медиации «Хиппи в СССР» и через нее познакомились с творчеством Владимира Теплышева, но интересно, что вторая участница записалась на медиацию, чтобы углубиться в его творчество. Также присоединилась моя подруга, которая не была ни на «Секретиках», ни на онлайн-медиациях. Многие предметы одежды из периода странничества двум из трех участниц были знакомы, однако мы рассматривали их несколько под другим углом, что позже вывело нас на стиль его композиции в рисунках-эскизах. Пришли к выводу, что эскизы раскрывают «внутренний потенциал» наряда. Особенно мне понравилось, что, сравнив творчество Теплышева с работами австралийско-британского драг-артиста Ли Бауэри, я сначала встретила сопротивление, но позже участницы согласились, что кэмповские мотивы отдаленно встречаются в позднем творчестве Теплышева. После последнего показа в Царицыно мы перешли к актуальной теме, хотя участницы сами по ходу обсуждения находили параллели с современностью. Я столкнулась с проблемой, что модный бизнес они рассматривали с точки зрения потребителя и боялись предположить, что происходит за стенами бутиков, но постепенно мы вышли и на эту тему, было интересно узнать о локальных брендах, например, о Брошечной Билла Трейлора из Санкт-Петербурга, оказалось, что они стали делать маски. В конце медиации я попросила рассказать, что им запомнилось больше всего из того, что мы обсудили, что нового и чем отличается от медиации про хиппи. Мне было приятно услышать, что, несмотря на схожесть темы, ракурс был выбран неожиданный и новый, насколько я поняла, им понравилось сравнение с кэмповскими тенденциями того же периода на западе, думаю, что включу побольше примеров и выберу больше графики для следующей медиации. Гадание по Пригову прошло успешно, все нашлись, не с первого раза, но нашлись. 


Утро 13 мая, Настя Шестак
Тема медиации «Природа в работах советских неофициальных художников VS переосмысление природы во время пандемии»

На этой медиации моими участницами были пять девушек, все студентки. В этот раз не обошлось без шероховатостей, у одной из участниц были довольно сильные технические помехи со звуком. Она была активной и приводила очень интересные интерпретации работ, но, к сожалению, из-за помех не все из них мы могли услышать и обсудить.
Мне самой понравилась подборка работ. Мы обсуждали Валентину Кропивницкую, Герловиных, группу «Гнездо» и Андрея Монастырского, говорили и о наблюдении за миром, и о том, как по-разному можно говорить об экологии и о личном выборе каждого из нас. Я бы с удовольствием провела медиацию по этой теме еще раз. 


15 мая, Женя Койнова и Настя Шестак

 

Женя. Сегодня мы впервые провели «Диалог медиаторов». Мы с Настей были пионерами, нашей темой стала «Система в неофициальном искусстве СССР». Это совсем новый формат, который родился в нашей команде во время общения друг с другом и медиаторами. Мы заметили, что периодически, но регулярно, к нам на медиации приходят участники, которые явно более склонны к слушанию, нежели к обсуждению, они с удовольствием слушают медиатора, но не хотят активно включаться в беседу. Поэтому решили попробовать запустить формат «диалогов медиаторов», когда у зрителей есть возможность услышать разные, возможно, полярные, точки зрения на одну тему и задать вопросы в конце. Забавно, что если в неформальной обстановке, беседуя друг с другом на ту же самую тему, мы чувствуем себя свободно и у нас рождаются новые идеи, то перенести этот диалог в режим онлайн с той же легкостью и естественностью оказалось сложной задачей. Во время подготовки наш с Настей «диалог» напоминал скорее «двойной монолог». Естественности было немного. Эта проблема тревожила меня несколько дней, а так как мы были первыми, коллективный гений еще не успел родить какую-то продуктивную стратегию по подготовке и репетиции того, что должно выглядеть более-менее неподготовленно и естественно. Но когда мы начали трансляцию, заученность и серьезность пропали, постепенно мы смогли импровизировать, пару раз удивили друг друга какими-то фактами и мыслями, которые мы не обсуждали раньше. После диалога мы получили много позитивных отзывов. Мне тоже понравился формат диалога медиаторов именно по эту сторону баррикад — понравилась позиция человека, который занимается подготовкой диалога. Рисерч, который мы провели, и тема, которую мы решили разобрать, позволила шире посмотреть на материал выставки и вообще на тот период и то искусство, о котором мы говорим с гостями во время медиации. 

Настя. Сегодня мы с Женей впервые проводили диалог медиаторов с трансляцией в «Фейсбук». Наша тема — «Система в неофициальном искусстве СССР». Сама формулировка кажется мне очень интересной, уже в ней мы пытаемся взломать привычную оппозицию «система VS андерграунд» и говорим о мерцающих, нежестких границах, пролегающих между этими явлениями.
Мы с Женей много обсуждали это накануне, рассматривали самые разные примеры и поняли, что очень сложно рассчитать, сколько действительно времени от нас требует рассмотрение того или иного кейса. Быть может, из-за этого сразу после начала диалога в прямом эфире мы чувствовали себя довольно скованно, но потом разболтались и смогли более расслабленно вести обсуждение, даже смеялись и шутили.

В конце мы получили вопрос, что можно почитать о женщинах в советском неофициальном искусстве, и посоветовали несколько книг. Мне кажется, это интересная опция: давать небольшую подборку из двух-трех фильмов или книг в конце, чтобы зритель мог пролонгировать свое впечатление от диалога и при желании углубиться в тему.  


Утро 16 мая, Алиса Савина
Тема медиации «Научная фантастика. Журнал «Знание — сила» VS какие модели поведения во время «апокалипсиса» мы копируем из научной фантастики, фильмов, книг»

Сегодня была непростая медиация на тему «Научная фантастика. Журнал “Знание — сила” VS какие модели поведения во время “апокалипсиса” мы копируем из научной фантастики, журналов, книг», первый раз меня подвел интернет-провайдер, и мои участники пару раз оставались в одиночестве. Тем не менее, я не считаю, что медиация прошла плохо. Среди участниц были те, с кем мы неоднократно встречались на моих прошлых онлайн-медиациях, а также к нам присоединилась куратор выставки «Острова Юрия Соболева». Возможно, я бы не так волновалась, если бы буквально за 10 минут до медиации не прочитала статью как раз про эту выставку. Мне показалось, что волнение прошло довольно быстро. В этот раз я несколько изменила свой нарратив, добавила парочку новых обложек «Знание — сила». Очень жаль, что пропало минут десять из-за моих переподключений, хотелось бы подольше обсудить новые обложки. Зато мы успели поговорить на современную тему, участницы поделились их мыслями о заимствованных нами моделях поведения из научно-фантастических романов и сериала «Черное зеркало». В этот раз гадала по третьему тому стихов Пригова с стихотворениями за 1977 год, мне показалось, что это даже сложнее, чем по сайту, потому что несколько раз выпадали прозаические большие отрывки в середине сборника, а я успела проверить только последние страницы, думаю, что в следующий раз попробую другой сборник. Очень приятно, что одна из наших постоянных участниц отметила, что ей очень нравится эта новая заключительная рубрика в наших онлайн-медиациях.

На второй медиации ко мне наконец-то пришли ученики из Московского академического художественного лицея при РАХ. Всего было около семи участников, среди которых была моя знакомая, которая знакома с некоторыми из ребят, а также одна из учительниц. Начали с разговора о медиации, пришли к выводу, что это разговор об искусстве между медиатором, представителем музея, и заинтересованным лицом, посетителем музея, предполагающий активное участие обеих сторон. Разговаривали о соцреализме и соц-арте, находили различие между ними, затем успели обсудить работу Ахунова «Живи тихо» в качестве примера другого неофициального искусства, концептуального. Надеюсь, что у нас будет еще одна встреча, ребята очень активно были вовлечены в разговор, и мне было с ними очень интересно.  


Вечер, 16 мая, Женя Койнова
Тема медиации «Работы Риммы и Валерия Герловиных VS как жить вместе во время самоизоляции»

Медиация прошла хорошо, мы обсудили все работы, которые я планировала представить участникам, и проговорили важные для творчества Герловиных составляющие: игровая концепция, интерактивность, табуированные в СССР темы. На медиации неожиданно для меня было два подростка. Я никогда раньше не проводила медиацию для этой возрастной категории. В целом все прошло гладко, но эмоционально мне было непривычно. Интересно, что одна из участниц живет и работает в Эстонии в городском музее.