О МЕДИАТОРЕ

Настя Ковальчук (род. 1998, Москва) — медиаторка, активистка. Окончила бакалавриат факультета журналистики МГУ в 2019 году. Интересуется музейной педагогикой и возможностями радикальной педагогики внутри нее, современной литературой и женским письмом, феминистским искусством. До 2022 года занималась исследованиями современного театра. 


Я провожу медиации по проекту Олега Баранова Going Down и художественным мастерским на ВДНХ. Наш проект начался совсем недавно, но уже можно сказать, что каждая медиация, которую мы проводим, — полноценное событие, разворачивающееся в диалоге между участниками и участницами. С каждой группой мы приходим к новым — часто дополняющим друг друга — выводам и находим неожиданные смыслы, окружающие ту или иную работу или пространство: в художественных мастерских мы говорим о том, как контекст влияет на современное искусство и может ли художник, в свою очередь, влиять на действительность (если да, то как?). А на медиациях в Музее «Гараж» мы обращаемся к историческому контексту, который задает архив, и обсуждаем выставочный проект Going Down с разных позиций: и как диалог с искусством прошлого, и как высказывание, направленное на самые болезненные точки настоящего. 

Самые ценные воспоминания из первых медиаций — моменты, когда мы как группа совместно приходим к пониманию работы, которое складывается из мнений разных участников и их знаний. Например, так произошло на одной из медиаций в мастерской художницы: участницы группы высказали противоречащие друг другу точки зрения на работу, и только тогда загадочный пазл сложился: эта амбивалентность восприятия и стала ключом к расшифровке объекта.

Мне кажется, медиации лета 2023 — возможность напомнить себе о радости от сложного диалога с другими. За последний год мы все могли устать от напряженных дискуссий и, возможно, даже стали избегать их. На медиациях мы можем вместе возвращать себе этот навык и вновь говорить о важном через искусство.

Сегодня медиация для меня — возможность коллективного поиска интонаций, слов и смыслов, которые были бы адекватны пугающей действительности. Хрупкая практика медиации существует только в ситуации соучастия и сконцентрирована в небольшом промежутке времени, она ускользает от фиксации и статичных определений — и тем мне интересна. Кажется, что «Гараж» сейчас является тем местом, в котором подобные поиски возможны, и это придает мне уверенности в продуктивном диалоге с будущими участниками нашей программы. 


ДНЕВНИКИ МЕДИАТОРА

Читать дневник за июнь