Художница Лиза Бобкова, выпускница и, в прошлом, преподаватель петербургской Академии Штиглица, азартно пересматривает инструменты «большой школы» и смело экспериментирует с ними, сохраняя ремесленную преданность материалу.
Размышляя о том, чему ее научила турбулентность 2023 года и чем стоит поделиться с участниками встречи в Музее «Гараж», Лиза предложила обратиться к своим привычным и заземляющим в настоящем практикам: эпистолярному жанру и отмывке.
Отмывка — техника послойного письма акварелью или тушью в градации от блика до падающей тени. Обычно применяется в подготовительных (гризайльных) эскизах или для создания объема в архитектурных чертежах. Этот прием является одним из базовых в классической школе живописи и чаще используется как вспомогательный. У Лизы отмывка становится самодостаточной формой и подручным средством для самонаблюдения: в 2023 году художница вела графический дневник «Попытки», ежедневно изображая отмывкой черную дыру. Будучи весьма трудоемкой (особенно для новичков), эта техника требует усидчивости и полной самоотдачи. В пандан к погруженности в процесс через физические усилия кисти Лиза предлагает прожить магию переключения в пространство художественного через чтение, используя письма из своей работы «Методы обнаружения присутствия. Пособие для невидимых» (2022). Также Лиза расскажет о своем недавнем увлечении — компостировании, которое неожиданно оказалось весьма близким к ее утонченной художественной практике.