Ирина Кулик открывает новый сезон рассказом о крупнейших фигурах бразильского искусства, чьи работы будут представлены на выставках Музея «Гараж» в 2018 году.
Получив художественное образование в Рио-де-Жанейро и Париже, Лигия Кларк (1920–1988) занималась живописью, скульптурой и инсталляцией, придерживаясь в ранних работах органических форм, монохромных цветов и тем, связанных с бразильским конструктивизмом середины века и неоконкретным движением, сооснователем которого она была вместе с Элио Ойтисикой. Позднее Кларк заинтересовалась изучением телесного и психического, занималась арт-терапией с пациентами с различными особенностями развития и использовала свои научные исследования и практический опыт в творчестве, которое стало полностью интерактивным и ориентированным на соучастие зрителя.
Несмотря на раннюю смерть от инсульта, Элио Ойтисика (1937–1980) — представитель неоконкретизма и движения «Тропикалия», после 1968 года охватившего все пласты бразильской культуры и андеграунда, — остается одним из самых известных художников Бразилии. Под влиянием европейской абстракции Ойтисика использовал геометрические формы и простые насыщенные цвета. При этом его скульптуры обладали всеми чертами экспериментальных 1960–1970-х: сделанные из дерева, ткани, пластика и готовых объектов, они были мобильны или носили инсталляционный характер, вступая в диалог с окружающим пространством и архитектурой. Огромная коллекция произведений Ойтисики погибла в 2009 году — во время пожара в доме его брата и наследника.
Лигия Папе (1927–2005) — художник, скульптор, автор инсталляций, перформансов и фильмов. На творчество Папе, с одной стороны, оказал влияние европейский авангард первой половины XX века, а с другой — многие тенденции послевоенной эстетики. В 1950–1960-е годы вместе с Элио Ойтисикой, Лигией Кларк и рядом других художников она входила в неоконкретную группу, образованную в Рио-де-Жанейро и развивавшую идеи субъективного искусства, открытого личному, в том числе телесному, опыту и эксперименту — в противовес чистой геометрической абстракции. В последующие десятилетия Папе успешно занималась перформативными практиками и инсталляцией, создав ряд высказываний на актуальные социально-политические темы в этих жанрах.