Льюис Доменек-и-Монтанер — крупнейший мастер каталонского модерна, хотя и не получивший за пределами Испании такой известности, как его младший современник Антонио Гауди.
Во второй половине XIX века Каталония пережила промышленную революцию, в результате которой Барселона стала одним из самых процветающих европейских городов. Работавшее на рубеже XIX–XX веков поколение архитекторов и дизайнеров решало две задачи: освоение новых технологий и формирование локальной идентичности, выделявшей вырвавшуюся вперед Каталонию на фоне остальной Испании.
Доменек-и-Монтанер был энтузиастом технического прогресса и одновременно патриотом Каталонии, наивысший расцвет которой пришелся на Средние века. Он создавал новую архитектуру, соединяя стальной каркас и традиционные каталонские строительные приемы — такие, как ребристые своды из керамических элементов. В безудержном декоре готические мотивы смешивались с мавританскими, и все вместе прорастало природными формами. Убедительность декоративной фантазии архитектора может быть связана с тем, что в Мадридском университете он изучал не только историю искусства и археологию, но и ботанику и зоологию.
Как и другие крупные архитекторы эпохи модерна, Доменек-и-Монтанер не ограничивался собственно зданиями, а проектировал целостную среду во всех мелочах: мебель, светильники, текстиль, не забывая об акустике, вентиляции, естественном освещении (в Барселонской школе архитектуры он также преподавал прикладную физику). Как показывает комплекс больницы Сан-Пау, Доменек-и-Монтанер обладал способностью заниматься проектом градостроительного масштаба, связанным со сложной социальной проблематикой, удерживая в поле внимания мельчайшие детали.