Ирина Кулик проследит инновационный взгляд на скульптуру в творчестве легендарной американки Ленор Тони и современной художницы из Португалии Жуаны Вашконселуш.
Американская художница Ленор Тони (1907–2007) изучала искусство под руководством Ласло Мохой-Надя и Александра Архипенко в Иллинойском университете, а также ткацкое мастерство в Пенлендской школе ремесел. Переехав в 1957 году в Нью-Йорк, Тони оказалась в кругу таких звезд, как Эллсворт Келли, Роберт Индиана и Агнес Мартин, но уже к 1970-м художница выработала собственный стиль — она создавала уникальные объекты с использованием нитей и ткацких техник. Помимо тканых работ, художница известна своим рисунками, коллажами и ассамбляжами. Обширная творческая деятельность Тони включает в себя десятки выставок, среди которых персональные проекты в Государственном музее Нью-Джерси (Трентон, 1979), Американском музее ремесел (Нью-Йорк, 1990), Городском музее (Амстердам, 1996) и других.
Жуана Вашконселуш (род. 1971) — современная португальская художница, создает скульптуры и инсталляции, наделяя повседневные вещи неожиданными смыслами. Работы Вашконселуш часто затрагивают темы гендерной, классовой и национальной идентичности. Широкий резонанс у публики и критиков вызвала ее скульптура «Невеста», включенная в основной проект 51-й Венецианской биеннале (2005), представляющая собой монументальную люстру из 25 тысяч женских тампонов; в 2013 году художница представляла Португалию на Венецианской биеннале, разместив павильон страны на пароме-касильере, который ежедневно выполнял рейсы по Венецианской лагуне. В 2012 году Вашконселуш стала первой женщиной и самым молодым художником, приглашенным к участию в ежегодной сольной выставке современного искусства в Версальском дворце. Среди других крупных персональных проектов художницы — первая ретроспектива, подготовленная Музеем коллекции Берардо (Лиссабон, 2010), и выставка I’m Your Mirror в Музее Гуггенхайма в Бильбао (2018).