Цикл лекций «История петербургского искусства: от неофициальной культуры к актуальным художественным практикам»

Дата:

Расписание

19:00–20:30

Место

Санкт-Петербург

ОПИСАНИЕ

Цикл лекций «История петербургского искусства: от неофициальной культуры к актуальным художественным практикам» посвящен ключевым событиям и героям культурной жизни города.

Каждая лекция — своеобразная отметка в хронологии локального современного искусства. Представленные вместе, эти сюжеты призваны обозначить границы принятой периодизации, рассказать о существовавших концептуальных нарративах и творческих стратегиях, а также показать исторические и культурные связи, объединяющие разные поколения петербургских художников.

В сентябре начнется первый блок лекций, охватывающий историю ленинградского неофициального искусства с послевоенного периода до перестройки. В фокусе внимания окажутся независимые творческие объединения и школы, квартирные выставки и первые опыты институциализации, герои музыкального и фотоандерграунда, а также культурные связи между Петербургом и Москвой. Отдельная лекция будет посвящена изобразительным и концептуальным связям нонконформистского искусства с авангардными и модернистскими практиками.

Во второй части цикла, запланированной на 2025 год, речь пойдет об искусстве и творческих стратегиях, сформированных новым жизненным контекстом: свободная апроприация городского пространства и многообразие форм институционального сотрудничества, появление различных дискурсов и междисциплинарных проектов, где визуальное искусство встречается c технологиями, клубной культурой и философией.

Лекторами первой части цикла станут эксперты по истории российского современного искусства: искусствовед, специалист по искусству ХХ века, куратор, профессор Школы искусств и культурного наследия Европейского университета в Санкт-Петербурге Глеб Ершов; историк искусства, куратор, старший хранитель архива Музея «Гараж» в  Санкт-Петербурге Анастасия Котылева; психоаналитик, художественный критик, автор множества книг Виктор Мазин (Санкт-Петербург); искусствовед, куратор, директор Музея нонконформистского искусства, член правления арт-центра «Пушкинская-10» Анастасия Пацей (Санкт-Петербург); главный хранитель музейных предметов РОСФОТО, фотограф и историк фотографии Игорь Лебедев (Санкт-Петербург); исследователь ленинградской культуры второй половины XX века, автор телеграм-канала «Здесь был Майк» Игорь Кузьмичев (Санкт-Петербург); куратор архива Музея «Гараж» Саша Обухова (Москва).

ПОСЕЩЕНИЕ

Вход свободный по предварительной регистрации.

Ограничение по возрасту: 18+

Пространство "Сообщество", набережная Адмиралтейского канала, д. 2, остров Новая Голландия, «Дом 12»

Расписание

Лекция Игоря Кузьмичева «Связь музыкального и художественного андерграунда Ленинграда. 1960–1980-е»

Лекция Игоря Кузьмичева посвящена тесным творческим связям ленинградских музыкантов и художников. Наиболее заметно — и эффективно — это проявилось в 1980-е, когда рок-клубовская генерация групп активно взаимодействовала с художественной сферой, а многие музыканты и сами увлеченно рисовали. Впрочем, контакты были и прежде: символично, что «Санкт-Петербург», главная ленинградская рок-группа конца 1960-х — начала 1970-х, репетировала и играла концерты в Мухинском училище.

Игорь Кузьмичев (род. 1973, Ленинград) — историк, исследователь ленинградской культуры второй половины XX века, автор телеграмм-канала «Здесь был Майк», посвященного в том числе ленинградскому художественному и музыкальному андерграунду 1950–1990-х годов. Живет и работает в Санкт-Петербурге.

РЕГИСТРАЦИЯ

Дата:
28 ноября
Время
19:00–20:30
Место
Новая Голландия

Лекция Анастасии Котылевой «Способы определения неофициального искусства в ленинградской культуре 1960–1970-х годов»

В 1989 году группа молодых искусствоведов, в которую входили Екатерина Андреева, Олеся Туркина, Андрей Хлобыстин и другие специалисты, организовала выставку «От неофициального искусства к перестройке. Из истории художественной жизни Ленинграда. 1949–1989» — один из первых кураторских проектов в локальном контексте, посвященных выстраиванию генеалогии разных групп и художественных практик, которые создавали альтернативу государственной культурной политике. Это событие — пример, показывающий, что уже в конце 1980-х годов, еще до завершения существования СССР, исследователи из университетской среды хотели сотрудничать с андерграундными авторами, а также активно работали с понятием «неофициальное искусство» и способами его определения. Многие из кураторов этой выставки в дальнейшем стали авторами исследований и выставочных проектов, которые сегодня считаются ключевыми. Однако для формирования новых перспектив в изучении позднесоветского художественного процесса кажется интересным заново обратится к источникам, созданным изнутри ленинградской «неофициальной» среды, и посмотреть, как сами участники и участницы этого культурного процесса формировали ее образ и обозначали ее специфику.

По воспоминаниям кураторов, важными материалами для организации ретроспективной части выставки были тексты, опубликованные художником Анатолием Басиным в книге «Газаневщина. Газаневская культура о себе» (Иерусалим, 1989). Это тамиздатовское издание можно назвать одним из «автоархивов», представляющих историю ленинградского неофициального искусства с точки зрения акторов художественного процесса. Лекция будет посвящена этой и нескольким другим сам- и тамиздатовским публикациям 1970–1980-х годов, повлиявших на то, как в дальнейшем понималось «неофициальное искусство», а также мифологиям, которые конструировали составители этих изданий.   

Анастасия Котылева (род. 1988, Сыктывкар) — историк искусства, куратор, автор статей и лекций о современном искусстве. Старший хранитель архива Музея «Гараж» в Санкт-Петербурге. Окончила факультет Свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университете, программу магистратуры «Арт-критика». Основные кураторские проекты: «Владимир Козин. Почувствуй себя птицей» (совместно с Александром Дашевским; Музей современного искусства PERMM, Пермь, 2019), «Тимур и Иван» (совместно с Андреем Шабановым и студентами Европейского университета в Санкт-Петербурге; Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2021), Vanishing Points (галерея MYTH, Санкт-Петербург, 2021), Практическая лаборатория об архивах в кураторской практике (4-й Кураторский форум, Санкт-Петербург, 2023). Живет и работает в Санкт-Петербурге.

РЕГИСТРАЦИЯ

Дата:
14 ноября
Время
19:00–20:30
Место
Новая Голландия

Лекция Игоря Лебедева «Нонконформизм, которого не было. Неофициальная фотография в Ленинграде 1970-х — начала 1990-х»

Лекция посвящена истории ленинградской фотографии, рассматриваемой в контексте искусства нонконформизма. В основу лекции легло желание разобраться в таких важных для советской фотографии терминах, как официальная и неофициальная фотография, запрещенная фотография, ленинградский фотоандерграунд.
 
Через ретроспективное прослеживание истории ленинградской фотографии на примерах творчества значимых для понимания хода истории, но малоизвестных фотографов и художников, будет сделана попытка приблизиться к пониманию истинных причин включения фотографии в контекст нонконформистского искусства, возникновения мифа о борьбе ленинградских фотографов за право быть независимыми художниками.

Игорь Лебедев (род. 1966, Ленинград) — фотограф, историк фотографии, преподаватель, автор лекционных курсов по истории фотографии и ее месту в контексте современного российского искусства, сотрудник Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО (Санкт-Петербург). Автор и участник многочисленных персональных проектов и групповых выставок. Живет и работает в Санкт-Петербурге.

РЕГИСТРАЦИЯ

Дата:
21 ноября
Время
19:00–20:30
Место
Новая Голландия

Поделиться