Лекция посвящена тому, как в различных культурах человек понимал свое тело.
В представлении древних греков внешний облик человека неразрывно связан с его внутренними качествами. Следствием этого становится своеобразный культ тела. Но уже Сократ говорит о том, что тело мешает мыслить. В христианстве складывается убеждение, что тело греховно, а душа возвышенна. В современной культуре значительное место занимает эфемерное и воображаемое, теряющее связь с реальностью. Поэтому философия часто обращается к физическому и телесному, пытаясь найти в нем опору, некий горизонт опыта, существующий до всякого мышления. Телесность оказывается гарантом подлинности воспринимаемого мира.
«Словно какая-то тропа приводит нас к мысли, что, пока мы обладаем телом и душа наша неотделима от этого зла, нам не овладеть полностью предметом наших желаний. Предмет же этот, как мы утверждаем, — истина. В самом деле, тело не только доставляет нам тысячи хлопот — ведь ему необходимо пропитание! — но вдобавок подвержено недугам, любой из которых мешает нам улавливать бытие. Тело наполняет нас желаниями, страстями, страхами и такой массою всевозможных вздорных призраков, что, верьте слову, из-за него нам и в самом деле совсем невозможно о чем бы то ни было поразмыслить! А кто виновник войн, мятежей и битв, как не тело и его страсти? <…> Вот по всем этим причинам — по вине тела — у нас и нет досуга для философии» (Платон «Федон»).